Как известно, после потери влияния на Украину, доведения отношений с Западом и США до кромки «холодной войны» взоры нынешнего российского руководства обратились на Восток, на Азию, включая и свои бывшие колонии.
Открытие там второго «фронта» против России, как ни парадоксально именно после вывода в 2016 г. американских войск из Афганистана (при сохранении политического влияния на Афганистан) не сулит ничего хорошего для правительства В.В. Путина.
Поэтому следует предполагать, что параллельно с затухающими процессами на западном театре военных действий руководство России обратит свои взоры не просто на Восток, а на Центральную Азию и прежде всего на Туркменистан. Причем начало будет положено в самое ближайшее время. Счет идет на недели. О некоторых аспектах российско-туркменских отношений (и не только) этот короткий рассказ.
После роспуска СССР нет ни одной страны бывшего Союза, которая, так или иначе, не попала под влияние дружественных и недружественных России государств. Причем последних становится все больше. Результатом глобализации стала потеря влияния России на Грузию, постепенное, но очевидное движение к Западу обиженного за Карабах и армянскую оккупацию, Азербайджана, закрытость Узбекистана и Туркменистана, хитрое лавирование Белоруссии, беспокойная обстановка на Северном Кавказе.
Туркменистан постепенно дистанцируется от России, хотя внешне все выглядит достаточно благополучно. Пятимиллиардный ( в долларах США) товарооборот между двумя странами, казалось бы, говорит, о том, что Россия остается одним из крупных торгово-экономических партнеров Туркмении.
Однако, например, южнокорейские компании осуществляют в Туркменистане девять проектов на сумму 5,5 миллиардов долларов. В 2014 г. обе страны подписали еще соглашение на сумму в 4 миллиарда долларов о строительстве газоперерабатывающих заводов. Другой пример: CNPC (China National Petroleum Corporation) инвестировала в промышленную разработку богатой газом договорной территории Багтыярлык на юге Туркменистана 4 млрд долл. США. Список подобного рода инвестиций и прибыли от торгового оборота Туркменистана со странами дальнего зарубежья можно продолжать и продолжать.
Благодаря успехам в экономических отношениях после роспуска СССР Туркменистан к началу 21 века вышел из категории бедных стран списка ООН. Уровень минимальной заработной платы в Туркменистане на сегодня на 10 % превышает этот показатель в России. К этому следует добавить сохраняющиеся бесплатные квоты на коммунальные услуги (газ, воду, свет), низкие цены на бензин и общественный транспорт. За годы независимости Туркменистан превратился в полностью экономически самодостаточную республику, обладая огромными финансовыми и не только ресурсами. Страна кормит себя своим хлебом. Показательно, что к настоящему времени Туркменистан имеет полностью переоснащенный парк пассажирских самолетов американского производства.
Сегодня пассажиров международных и внутренних рейсов обслуживают уже 25 «Боингов». Среди них модели 717-200, 737-300, 737-700, 737-800, 757-200. В 2013 году в эксплуатацию поступили первые три лайнера Boeing 737-800, а в начале 2014 года в компания начала использовать первый широкофюзеляжный лайнер модели 777-200LR. Их планируется задействовать на новых маршрутах, которые откроются в 2014 году: в Куала-Лумпур, Хошимин и Торонто. Самолеты компании «Туркменские авиалинии» осуществляют полеты не только в Россию, Украину, Казахстан, Белоруссию, но и в Великобританию, Турцию, ОАЭ, Германию, Таиланд, Китай, Францию и Индию. На международных авиалиниях ежегодно перевозятся до 2 млн человек. Для приема широкофюзеляжных пассажирских самолётов в аэропортах областных центров — Туркменабаде и Дашогузе ведется строительство новых взлетно-посадочных полос. В Ашхабаде возводится новый аэровокзальный комплекс стоимостью более 2 млрд долларов США.
Турция ведет широкое строительство, французы возводят элитные объекты, японцы переоснащают газохимические заводы, немцы развивают средний бизнес и хранят туркменскую валюту, англичане ее печатают, итальянцы скупают хлопок и т.д. и т.п.
Все это не удивительно, страна экономически независима, она обладает огромными резервами углеводородного сырья, которое успешно осваивается теперь уже без помощи России, во всяком случае без ее лидирующего влияния. Туркменистан, обладающий доказанными запасами природного газа объемом 17,5 триллионов кубометров, находится на четвертом месте в мире по этому показателю.
При этом в государстве много крат превышающим Азербайджан по территории, живет населения в пол-Москвы. По данным авторитетного портала «Демоскоп», в 2013 году в Туркменистане проживали всего 5 миллионов 84 человека.
Отношения между Туркменистаном и России имеют тенденцию развиваться и в плоскости конкуренции на международном рынке. Так, по продаже газа Китаю Туркменистан становится невольным конкурентом России, которая к концу 2-го десятилетия намерена поставлять в КНР 30 млрд. куб.м. природного газа, тогда как Туркменистан в настоящее время уже продает в эту страну 40 млрд. куб.м. Причем ускорению таких контактов способствовал тот факт, что Россия, подписав 25 летнее соглашение в Туркменистаном по газу и фактически выкупив значительную часть добытого и не добытого (хранящегося в недрах) туркменского газа, с 2009 г. после аварии на трубопроводе в районе границы Туркменистана с Узбекистаном, резко сократила закупки газа. Ей и свой газ продавать стало очень трудно, особенно после событий в Украине.
К концу 2-го десятилетия, когда Россия только намерена начать поставки своего газа, Туркменистан увеличит этот показатель до 80 млрд. куб.м. Показательно, что на переговорах по цене на газ в Пекине одним из аргументов китайской стороны была цена установленная для покупки туркменского газа. Это обстоятельство не позволило Газпрому поднять свою цену на газ для Китая на желаемый уровень.
Туркмения намерена умиротворить Афганистан и форсировать работу по реализации проекта строительства газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан -Индия (ТАПИ). В 2014 году будут подготовлены все документы, а в 2015 году начнется строительство транснационального энергомоста. Российские компании заинтересованы в участии при строительстве газопровода из Туркменистана через Афганистан и Пакистан в Индию (ТАПИ), заявил в городе Туркменбаши (бывший Красноводск) вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Однако не исключено, что в данном проекте Россия будет выступать как один из партнеров, а роль первой скрипки останется за Туркменистаном, особенно в том случае, если к проекту подключатся компании Европы и США.
В числе важных задач нефтегазовой отрасли «продолжение работ по проекту транскаспийского газопровода (Иран-Туркменистан-Казахстан-Россия) и завершение до 2018 года строительства четвертой нитки газопровода Туркменистан- Китай (через территорию Узбекистана, Киргизии и Таджикистана). При этом скорее всего «китайская» ветка будет построена быстрее, чем транскаспийская, где Туркменистан уже построил свой участок и выполнил свои обязательства.
В противовес России, Туркменистан продолжает совместно с Азербайджаном и странами Западной Европы, а также США разработку проекта Набукко через Каспийское море. Для этого не только систематически ведутся переговоры на самом высоком уровне, но и с помощью Голландии предполагается наращивать участку суши на туркменском побережье Каспия.
Туркменистан стремится освободиться от России в области информационных технологий. На фоне ограничения ретрансляции российских каналов, страна и ее граждане ориентирована на информационные потоки через спутниковые антенны в направлении Запада и Турции. В 2014 г. Стало известно, что Туркменистан может отказаться от трансляции своих телеканалов через спутник «Ямал-201», принадлежащий российской компании «Газпром — космические системы». Такая возможность обсуждается и президент Бердымухаммедов поручил вице-премьеру- куратору транспорта и связи определить, через какие космические спутники было бы оптимальным транслировать телеканалы Туркменского телевидения.
Как полагал покойный политолог Д.Фурман, стратегия геополитического развития такова, что европеизация (как первая фаза влияния глобальной демократизации) скорее всего будет происходить более высокими темпами по периметру России, чем в ней самой.
Пророческое предсказание. Хотя пока, по мнению побывавшего в 2014 г. в Ашхабаде Артемия Лебедева, «Туркмения — странная помесь сталинизма, идей Чучхе, коммунизма, времен застоя и милейшего восточного гостеприимства». Но это все игра в дурачка как важнейшая компонента туркменской политики самосохранения (что с дурака взять) и наращивания сил.
В сухом остатке прогноза Д.Фурмана применительно к Туркмении мы имеем не европеизацию, а прежде всего способ отдалиться от опасности повторной колонизации Туркменистана Россией. Заметим, что Д.Фурман не случайно пришел к такому заключению, т. к. был специалистом по Азербайджану, который на сегодня очень сильно продвинулся от России в своей политике, чему в немалой степени способствует сохранение в этой стране армянской оккупации и дружба РФ с Арменией.
Туркменистан считает Россию своим стратегическим партнером, но вопрос о вступлении в Евразийский экономический союз для Туркменистана не актуален. Страна ориентирована на многовекторные двухсторонние связи и это долгосрочный внешнеполитический курс. Кстати сказать, по словам В.В. Путина, участие в блоковых организациях всегда приводит к потере той или иной части суверенитета. Так что Путину туркменов упрекнуть не в чем, Путин понимает эффективность позиции Ашхабада и его курс на двухсторонние внеблоковые контакты.
Страна участвует в обсуждении интеграционных проектов на пространстве Содружества, но является лишь ассоциированным членом СНГ. В Туркменистане хорошо помнят слова В.В. Путина о том, что просто СНГ России не нужен, ей нужен такой СНГ, который работает на Россию. 10 июля 2014 г. президент Российской Федерации Владимир Путин встретился с руководителями органов безопасности государств-участников СНГ. В мероприятии приняли участие представители всех стран Содружества, кроме Туркменистана и Украины.
События на Украине и присоединение Крыма усилили озабоченность Туркменистана в сохранении своего суверенитета и вместе с тем острожное отношение к своему стратегическому партнеру и плохо скрываемую солидарность с США. 7 июня 2014 г. в Верховной Раде Украины состоялась инаугурация новоизбранного президента Украины Петра Порошенко от Ашхабада, как и от Вашингтона, был командировано присутствовать второе лицо в государстве, вице-премьер и министр иностранных дел Р. Мередов, а от России только посол РФ на Украине Зурабов. И это при том, что с 2009 г. торговые отношения Туркменистана с Украиной, главным образом сводившиеся к купле-продаже туркменского газа, оказались практически свернутыми из-за отказа России покупать украинскую квоту туркменского газа.
Туркменистан уклонился от участия в голосовании по Крыму. 27 марта делегаты Генеральной Ассамблеи ООН приняли резолюцию, подтверждающую территориальную целостность Украины. За принятие резолюции проголосовали 100 членов Генеральной Ассамблеи. На стороне России, проголосовавшей против мы не увидим Туркменистана (против резолюции выступили Армения, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Куба, КНДР, Зимбабве, Никарагуа, Россия, Сирия, Судан).
Казахстан и Узбекистан воздержались, а Киргизия, Таджикистан и Туркменистан не голосовали вообще.
При этом следует иметь в виду, что Киргизия и Таджикистан являются странами наиболее всего зависимыми от политики США в Центральной Азии. Добровольное присоединении к ним по вопросу Крыма нейтрального Туркменистана демонстрирует скорее не его нейтральный статус, а желание быть с теми, кто ближе к США, чем к России.
Наконец, говоря о дистанцировании Туркменистана от России нельзя обойти вниманием «русский вопрос». В связи с событиями на Украине вопрос о «пятой колонне» (русских) в Центральной Азии встал особенно остро. Но и тут Туркменистан находится в более выгодном положении (менее зависимом от России) , чем остальные государства ЦАР. Туркмения самая закрытая страна ЦАР. По мнению очевидцев, в 99 % случаев русским выдается отказ на въезд в Туркменистан.
«Я пытался попасть в течение десяти лет, получив за это время четыре отказа в получении визы», - рассказывает один из неудачников. Из 340 тыс. русских по данным переписи населения 1989 г., в стране осталось русских в 8 раз меньше. 30 тыс. граждан имеют двойное гражданство и остаются в Туркменистане, но в этом числе есть не только русские, но и прагматичные туркмены. В России туркменов менее всего из всех среднеазиатских мигрантов. По данным на 3 марта 2014 года, больше всего в России граждан Узбекистана — 2.342.884 человека. На втором месте — граждане Таджикистана (1.033.914 человек), затем — граждане Казахстана (566.434 человека), на четвертом месте — граждане Кыргызстана (525.804 человека), замыкают список граждане Туркменистана (25.342 человека).
Таким образом, численность сменивших гражданство на российское и выехавших из Туркменистана в Россию почти в 10 раз превышает число туркменских граждан живущих в России. При этом отток русскоязычного населения из Туркменистана продолжается. Это и понятно. В стране действует всего одна русская «потемкинская» школа имени Пушкина, да и в ней участся не русские, а дети туркменской столичной элиты!
Описанные выше факты свидетельствуют о том, что в перспективе Туркменистан сможет стать одним из звеньев ослабления влияния России в буферной зоне государств ЦАР.
Туркменистан, имея громадную территорию (четвертое место в СССР) и мизерное население не в состоянии столько-нибудь успешно противостоять внешним военным угрозам физически. Вооруженные силы страны самые слабые в регионе и их переформатирование направлено не на изменение структуры, а главным образом на перевооружение.
В свое время, в 1885 г. именно в Туркменистане была поставлена победная точка в покорении Россией Центральной Азии. Разрыв туркменского звена будет означать начало полной широкомасштабной политической дестабилизации по всему поясу юга бывшего СССР. Это тем более важно учесть, что в нынешнем 10-летии ожидается смена власти в Узбекистане и Казахстане, улучшаются отношения между Ираном и США, крайне не стабильной сохраняется ситуация в Афганистане, особенно после полного ухода в 2016 г. оттуда США.
Правительство Путина могло бы упредить возможные нежелательные для себя последствия такого рода событий. Имея в виду то, что второй президент Туркменистана пришел к власти антиконституционным путем, а чтобы подсластить пилюлю провел показные альтернативные выборы. Растущий культ личности, отсутствие демократических свобод, этническая гегемония и трайбализм, разница в развитии регионов, непрекращающиеся отставки в высшем эшелоне власти оставляют возможности для эффективного вмешательства в процесс политического развития в Туркменистане.
Однако при этом следует иметь в виду: в случае политической дестабилизации Туркменистан, в соответствии со своим нейтральным статусом ориентируется не на помощь России, а на ввод в страну миротворческого контингента ООН («голубых касок»). Но самое главное не в смене президента. Любой новый ставленник на этом посту так или иначе будет ориентирован на Запад и США, на высокие технологии Японии и Южной Кореи, на дары арабских миллиардеров.
Единственная проблема для Бердымухамедова, которая заставляет его держаться за рукав Путина состоит в том, что всякий раз, когда американцы приезжают в Туркменистан они напоминают туркменскому президенту о том, что в стране нет демократии и систематически нарушаются права человека. Понятно, что власть дороже любой любви к Западу и к США, а если в стране будет демократия, то власти не удержать. Отсюда политика многовекторности, всех нужно любить и уважать, даже угождать, как, например: Афганистану, чтобы власть там не напустила в Туркменистан талибов, Китаю, чтобы компенсировать потери от продажи газа России, России, чтобы охранить страну от демократии с Запада, Западу, чтобы получать кредиты, технологии, модернизацию вообще. Ну, а в целом, все должны любить Туркменистан за его доброту и прощать нелюбовь туркменских правителей к демократии в своей стране.
Поскольку власть дороже всего, то возникает вопрос: а почему Бердымухамедов осторожно, но все-таки уходит от России?
Ну, во-первых потому, что это нравится Западу и тот сквозь пальцы смотрит на отсутствие в Туркменистане демократии. А во-вторых, это процесс объективный, Запад и прочие недруги Путина дают больше, чем дает Россия. В третьих, правительство Путина в последнее время было вынуждено сократить закупки газа в Туркменистане. А кроме газа, до начала геополитических игр, в Туркмении у России интереса нет.
После Украины ситуация серьезно изменилась.
России нужно искать эффективные рычаги для укрепления буферного пояса на юге. Какие на этот счет имеются резервы? Старые и новые формы оказались малополезны: СНГ, Евразийский экономический союз, ОДКБ, ШОС.
СНГ плодит все больше документов, чем дел и Туркменистан его членом не является. Евраз – объединит только три государства, возможно пять. Узбекистан остерегается ОДКБ, в ШОС фактическим лидером является не Россия, а Китай и Россия.
Все эти конструкции декоративны и призывают страны дружить против США и Запада. Но молчаливо соглашаясь с этим, каждое государство, в том числе и Туркменистан, мечтает иметь выгоды как раз от дружбы с Западом и США.
Не обманывает ли сам себя Путин, продолжая выступать инициатором создания такого рода организаций? Путину нужно думать о том, чтобы предложить государствам ЦАР такое, чего не может дать Запад. Проще говоря, предложить государствам ЦАР то, в чем они все остро нуждаются, причем не сиюминутно, а на долгосрочную перспективу и по очень большому счету, такому, какого еще не было в истории Евразии. Речь, фактически должна идти о практическом строительстве Евразии, не на словах и бумаге, а на деле.
Не отрою ничего нового, если скажу, что таким ресурсом является питьевая вода, которой избыточно много у Путина и мало в ЦАР. Очевидно, что проект частичной переброски сибирских рек в ЦАР должен быть реанимирован. В свое время на эту тему было написаны горы литературы и потому нет необходимости в этих заметках обращаться к аргументации "за" и "против" такого решения. Сегодня это вопрос не столько экологический, сколько макроэкономический, и, по геополитической сути, абсолютно евразийский.
Государства ЦАР, чтобы не стать демократическими в дурном варианте этого благородного понятия, должны быть природно богатыми. Таковыми без воды они никогда не станут, каким бы количеством углеводородных ресурсов они не обладали.
Мало того, что проект универсален по своей полезности для всех государств ЦАР и Туркменистана, прежде всего. Лидером этого проекта станет Путин, как хозяин сибирской воды, что удовлетворяет амбициям российской элиты и ментальности русской нации, не мыслящей себя без грандиозных проектов и управления ими. Как видим, эффект взаимовыгодный во всех отношениях с не менее грандиозными последствиями, на этот раз положительными для оказавшемся в нарастающем кризисе правительстве Путина.
Наконец, есть еще один вопрос, без которого возвращения к строительству Евразии на деле просто невозможно. Это вопрос о причинах свертывания проекта. Нет, это не экология.
Это квасной русский патриотизм, в результате которого и распался СССР (не будет кормить черножо-х). Так что не все так просто. Путин должен доказать, если он действительно великий исторический деятель, способен ли он пойти против патриотов Древней (средневековой) Руси в пользу строительства великой евразийской Державы новейшего времени.