"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

четверг, февраля 12, 2015

Дьявол в деталях



В результате минских договоренностей Украина получит долгожданный мир в обмен на беспрецедентно широкие права Донбасса в рамках единой страны.



Документ, подписанный в Минске после 14 часов обсуждения, строго говоря, не является новым и самостоятельным соглашением. Скорее его можно назвать развитием договоренностей, заключенных там же в сентябре 2014 года. Официально он так и называется: “Комплекс мер по выполнению Минских соглашений”, пишет Иван Яковина в журнале Новое Время.

Он состоит из 13 пунктов и одного примечания, в которых описаны меры по прекращению огня с 15 февраля. В числе прочего, предусмотрен отвод сторонами тяжелых вооружений на 25 километров от линии фронта, обмен пленными и заложниками, вывод иностранных войск и наемников, амнистию и помилование участникам боевых действий, доставка гуманитарной помощи и возможность проведения местных выборов по украинским законам.

Джентльменский набор нейтральных мер по установлению мира соблюден в полной мере. Но тут надо отметить, что при всей важности прекращения огня и улучшения гуманитарной ситуации, главными пунктами документа все же являются те, где описаны политические действия, направленные на долгосрочное урегулирование конфликта. Проще говоря, условия заключения мира.

В данном соглашении существует несколько пунктов, описывающих будущее устройство Украины и место “некоторых районов Луганской и Донецкой областей” в ней. В тексте они идут почему-то не подряд: 4, 8, 9 и 11 пункты, а также приложение к документу.

Будущие хозяева Донецкой и Луганской областей?
Будущие хозяева Донецкой и Луганской областей?

Наиболее интересным из них является одиннадцатый, который обязывает Украину до конца 2015 года принять новую конституцию и ввести в действие постоянные законы об особом статусе Донбасса. О том, какой должна быть эта конституция и законы, подробно сказано в Примечании – наиболее интересной, пожалуй, части всего документа. Фактически оно описывает автономизацию Донбасса.

Итак, Примечание предписывает:

- обеспечить полную амнистию боевиков и их лидеров

- сделать русский официальным языком на территории Донбасса

- назначать местных судей и прокуроров только при согласии местных властей (читай – лидеров боевиков)

- признать субъектность этих властей, разрешив им заключать соглашения с Киевом

- обязать Киев содействовать развитию сотрудничества Донбасса с РФ

- признать законность отрядов боевиков, переименовав их в “народную милицию”

- ввести иммунитет от досрочного прекращения полномочий всем депутатам, избранным на контролируемых боевиками территориях

- обязать Киев “оказывать поддержку социально-экономическому развитию” Луганска и Донецка.


 Путин настаивает на изменении Конституции

Только при безусловном соблюдении 11 пункта можно будет ввести в действие 9 пункт, в котором сказано об установлении украинского контроля над границей Луганской и Донецкой областей с Россией. До этого, очевидно, граница останется открытой.

В пункте 8 еще раз подчеркивается, что оплачивать этот праздник самоопределения должно украинское государство. Киев восстановит работу банковской системы, возобновит выплаты пенсий и пособий. За это Донбасс будет платить украинские налоги, хотя и не очень понятно, кто именно их будет платить в условиях полной разрухи там.

В четвертом пункте документа описан примерный механизм формирования властей “некоторых районов Донецкой и Луганской областей”. Верховная рада в течение месяца должна принять постановление со списком территорий и населенных пунктов, входящих в новый, по сути, регион Украины, в котором позднее пройдут выборы.

Хотя слово “федерализация” в документе ни разу не упоминается, подконтрольные боевикам территории получат настолько широкие права, что сложно назвать это как-то иначе. Ситуация в Донбассе будет примерно такой: местные власти, сформированные на основе закона “Об особом статусе”, своя армия (переделанные в “милицию” отряды боевиков), собственные суды и прокуратура и своя языковая политика. При этом – финансирование из Киева и неограниченное политическое влияние Москвы. Все это будет закреплено не только в законах, но и в конституции страны, поэтому отыграть что-то назад будет крайне непросто.

Впрочем, заключить соглашение – это полдела. Его предстоит еще имплементировать. А с этим могут возникнуть сложности, поскольку лидеры боевиков уже заявили, что не в восторге от подписанного в Минске документа. Они же пообещали возобновить боевые действия в случае невыполнения Украиной хотя бы одного из его пунктов.

Тем не менее, сам факт прекращения кровопролития, а также планируемый обмен пленными – это большое дело. В конечном итоге, почти любое политическое решение можно повернуть вспять или заключить договор на новых условиях, но утраченные человеческие жизни уже не вернуть.

Иван Яковина