"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, февраля 02, 2016

Россия глазами американских политологов

Россия

Неустойчивый курс России по-прежнему оказывает серьезнейшее воздействие
на весь регион. Развитие событий в этой стране за последнюю четверть века — это история драматических перемен, быстрого роста национального богатства (см. таблицу 1) и постоянного скрытого недовольства и враждебности по отношению к политическому и экономическому порядку, где лидирующую роль играет Запад. Долгий период пребывания Путина во главе государства стал продолжением многовековых традиций во внешней и внутренней политике страны.

Через двадцать пять лет после распада СССР во всех постсоветских государствах продолжается сложный переходный период, а их будущее непредсказуемо.
Россия совершила трудный переход от плановой экономики к рыночной, но не сумела устранить противоречие между традицией вмешательства государства в экономическую жизнь и принципами свободного рынка.

Оздоровлением экономики после коллапса 1990-х Россия обязана сочетанию важных экономических реформ, проведенных в начале пребывания Путина на посту президента, и резкого роста цен на сырье в первом десятилетии нового века. Но в долгосрочной перспективе развитие страны будет зависеть от способности властей и элит преодолеть сильнейшую зависимость страны от сырьевого — особенно нефтегазового — экспорта.

По размерам территории Россия занимает первое место в мире. В то же время она сталкивается с серьезными демографическими проблемами; с 1991 года население страны сократилось примерно на 7 миллионов человек.

После распада Советского Союза в России установился демократический строй. Сегодня большинство россиян считают демократию наиболее подходящей формой правления для страны. Тем не менее во имя стабильности они готовы принять подавление гражданского общества и бесконечные манипуляции Конституцией. Россияне принимают также марионеточный парламент и цареподобную фигуру президента, возвышающуюся над всеми остальными ветвями власти.

Во внешней политике Россия настаивает на главенстве ООН, но при этом она неоднократно нарушала основополагающие принципы этой организации, одновременно обвиняя другие страны в таких же нарушениях.

Российские элиты недовольны тем, что их исключили из Европы, но в то же время внушают народу, что Россия не является частью Европы.

Путин стал развивать партнерство с Китаем и совершил поворот в сторону Азии, но российская элита не доверяет Пекину и боится его гегемонии. У Москвы нет долгосрочной стратегии в Азии помимо подчиненного положения в тандеме с Китаем, что некоторые представители российского руководства считают опасным.

Российская армия без труда разгромила Грузию и Украину, а сейчас бросает вызов США в Сирии. Но результатом этих военных побед стали новые, долгосрочные проблемы в сфере безопасности; кроме того, они грозят восстановить против России население и элиты соседних постсоветских государств.

Оказавшись между двумя мировыми полюсами притяжения — Европой и США на западе, Китаем и Азиатско-Тихоокеанским регионом на востоке — Россия дрейфует в поисках надежного и безопасного места в мире. Она стремится не следовать правилам, а сама их устанавливать. Но ее нынешний вес в международных делах довольно скромен и в ближайшие десять-двадцать лет только уменьшится (см. таблицу 2).

Положение России в мире основывается на ее ядерном арсенале, месте в клубе ведущих держав, сформированном в конце Второй мировой войны, и размерах территории. Но в будущем все эти факторы вряд ли сохранят свое значение. Из-за очередной революции в военном деле ядерное оружие все больше теряет актуальность. Кибернетические, космические и высокоточные обычные вооружения вытесняют его из будущих арсеналов. Россия остается крупным военным игроком, с чьей способностью применить силу вблизи собственных границ Западу придется всерьез считаться, но из-за незавидных перспектив в экономике ей будет все труднее соперничать с Китаем и США, и их куда лучше обеспеченными вооруженными силами. После того как другие страны и негосударственные организации получат в свое распоряжение более совершенные летальные и нелетальные вооружения, число угроз безопасности России только увеличится.


Через двадцать пять лет после распада СССР во всех постсоветских государствах продолжается сложный переходный период, а их будущее непредсказуемо.
Статус постоянного члена Совета Безопасности ООН также нельзя считать незыблемой основой для притязаний России на роль одной из ведущих держав. Неспособность ООН решать важнейшие международные проблемы — зачастую из-за обструкционистской позиции Москвы и Пекина — скорее всего, будет и дальше подрывать авторитет этой организации, а вместе с ним и значение России. В условиях формирования коалиций стран-добровольцев, ООН может утратить актуальность, а Россия — свой рычаг влияния.

Размеры России, благодаря которым ее присутствие в Европе и Азии имеет столь большое значение, тоже обещают стать источником слабости, а не силы. Россия расположена между двумя полюсами притяжения — Европой и Азией, — обладающими куда большим динамизмом экономического развития, военным потенциалом и мировым влиянием, и ей будет все сложнее подкреплять свой международный статус реальной экономической и политической властью.

Решить эти проблемы Москва может только одним способом — модернизацией политического, экономического, технического, военного, правового и общественного фундамента. Российские элиты, включая самого Путина, осознают эту необходимость уже не первое десятилетие. Без модернизации Россия не сможет быть ни конкурентом Запада, ни равным партнером Китая. В ее отсутствие она обречена на роль «сырьевого придатка» Европы, или Азии, или обоих регионов.

Но с этим связана и основная дилемма для России в ближайшие десять лет: сможет ли она провести модернизацию, избежав дестабилизации? При Горбачеве ей не удалось этого сделать. Путин же за долгий срок пребывания во главе государства часто действовал противоречиво. В начале первого президентского срока он был сторонником модернизации, но впоследствии построил явно несовременную систему, опирающуюся на нефтедоллары и режим его личной власти. После этого он дал добро на модернизацию экономики Дмитрию Медведеву. Однако затем он быстро отыграл назад, вернувшись на пост президента в 2012 году и столкнувшись с протестными демонстрациями представителей зарождающегося среднего класса — главных бенефициаров его срока правления.
Если в ближайшие десять лет Путин сможет модернизировать страну или хотя бы провести реальные реформы, которые сохранят ее экономическое процветание и политическую стабильность, он, безусловно, войдет в историю как великий лидер. Но на данный момент его шансы на успех кажутся сомнительными, и он все дальше ведет Россию в прошлое, а не в будущее.

Перспективы отношений России с Западом столь же незавидны, и в обозримом будущем ситуация здесь вряд ли изменится к лучшему. Нынешний президентский срок Путина заканчивается в 2018 году. После этого он сможет снова принять участие в президентской гонке и по всей вероятности будет переизбран еще на шесть лет. Либеральная оппозиция в России разгромлена из-за постоянных гонений со стороны Кремля. А на фоне антилиберальной оппозиции, которую Кремль спустил с поводка, поощряет и в данное время в основном контролирует, Путин выглядит далеко не худшим из возможных лидеров России. Так что путинская эпоха вполне может продлиться еще десять лет или больше.
Действия Путина после возвращения на президентский пост — закручивание гаек внутри страны, война с Украиной, вмешательство в сирийский конфликт — расцениваются как простая реакция на события, выдающая отсутствие у него четкой стратегии. Тем не менее эти шаги отличаются высоким уровнем внутренней последовательности и единой логикой. Во внутренней политике они направлены на консолидацию все более жесткой авторитарной системы, подкрепляемой ксенофобской антизападной идеологией. На международной же арене их цель — восстановление советской империи и позиционирование России в качестве ведущего противника Запада.


Спрогнозировать курс России во внутренней и внешней политике на целых десять лет вперед — задача невыполнимая, но последовательность этого курса и настойчивость, с которой Путин его проводит, не дают особой надежды на существенные перемены. Действия Путина не раз заставали Запад врасплох — в Грузии в 2008 году, в Крыму в 2014-м, а теперь и в Сирии. На каждом этапе этого пути действия России переворачивали общепринятые представления и предсказания о том, что дальнейшее ухудшение отношений с Москвой невозможно. Путин еще не закончил задуманное, поэтому традиционный образ мысли в отношении России неприменим.

То же самое можно сказать и о потенциальном развитии событий в других странах бывшего СССР. Головокружительный темп событий революции на украинском Майдане удивил всех наблюдателей, в том числе и очень многих украинцев. Много лет политические лидеры Запада воспринимали статус-кво в регионе как нечто само собой разумеющееся, но теперь им нужно приготовиться к возможности новых кризисов, дестабилизирующих событий и резких поворотов.



Read more at:


Заключение

Через 25 лет после распада СССР Россия и евразийские государства представляют собой регион, переживающий большие исторические перемены. Ни одно из 12 государств не избавилось окончательно от советского наследия. В ближайшие десять лет в любом из них под давлением внутренних или внешних факторов может произойти откат назад. Все страны продолжают оставаться в переходном состоянии.

Данный аналитический доклад подготовлен для рабочей группы Фонда Карнеги за Международный мир и Чикагского Совета по международным делам по вопросам политики США в отношении России, Украины и Евразии. Высказанные здесь мнения отражают только позицию авторов и не представляют собой точку зрения ни одного из членов рабочей группы