"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
среда, февраля 09, 2011
Бердымухамедову удалось превратить страну в энергетический хаб
Туркмения — уже не экзотика
Виктория Панфилова
Бердымухамедову удалось превратить страну в энергетический хаб
В Туркмении подводят итоги четырехлетнего правления президента Гурбангулы Бердымухамедова. Страна за это время из эпохи золотого века мирно перекочевала в эпоху Возрождения...
По мнению международных экспертов, туркменскому лидеру удалось сделать главное: вывести государство из полной изоляции, провести социальные реформы, а также превратить его в энергетический хаб.
В Туркмении проходят мероприятия, приуроченные к празднованию четвертой годовщины избрания Гурбангулы Бердымухамедова на пост главы государства. Первые альтернативные выборы состоялись 11 февраля 2007 года, из шести кандидатов победил Бердымухамедов. За него тогда проголосовали 86 процентов избирателей. Новый президент пообещал оставаться верным «заветам, наказам и наставлениям» своего предшественника. Но, как показало время, Бердымухамедов пошел своим путем, провозгласив начало новой эпохи, которую определил как эпоху Возрождения и новых преобразований. Главным его лозунгом стал «Государство — для человека, человек — для государства». В первую очередь социально-уязвимым слоям населения были возвращены пенсии и пособия, школам — полноценное среднее образование, реанимированы наука и культура. На днях вышел в свет первый номер журнала «Мировая литература», который включил переводы на туркменский язык лирики Пушкина и Гете, рассказов Дж. Лондона и Гессе, Эдгара По и Василия Шукшина. Поэтапно проводятся реформы в сфере экономики, сельского хозяйства, армии. Проведены парламентские выборы, ход которых впервые мониторили международные наблюдатели. Есть и другие приметы нового времени: имя «вождя всех народов» — Туркменбаши — перестает быть главным атрибутом. Его портретов стало меньше на улицах. В прошлом году Туркмения, по результатам обследования социологической службы Международного исследовательского центра Гэллапа, вошла в двадцатку счастливых стран мира.
О новых туркменских реалиях «НГ» рассказал один из жителей Ашхабада. Он говорит: «Мы сегодня не чувствуем себя за железным занавесом. Есть возможность выезжать за рубеж на отдых или в командировки. Правда, за последние годы выросли цены на авиабилеты, даже внутри страны. Если несколько лет назад билет за перелет в 500–600 километров стоил, как пачка дорогих сигарет (50–70 российских рублей), то теперь эта же услуга обходится в десять раз дороже». Однако при среднемесячной зарплате в 700–900 манатов (250–300 долл.) такого рода затраты трудно считать неподъемными. А вот по количеству иномарок на дорогах туркменские города не уступят российской столице. С учетом минимальных ввозных акцизов на автотранспорт купить тут приличный подержанный внедорожник можно как минимум в два раза дешевле, чем в Москве. Остаются низкими цены на бензин — от 6 до 7 руб. за литр топлива. Впрочем, местный житель платит за бензин только после того, как израсходовал свой месячный бесплатный лимит, который составляет 120 литров в месяц. Также символична стоимость коммунальных услуг — 50 долл. в год за типовую двушку.
«Все, что происходит, полностью соответствует прогнозу, сделанному мной после кончины Сапармурата Ниязова (декабрь 2006 года). Имеется в виду переход к олигархическому режиму правления и проведению косметической демократии. Существуют объективные и субъективные обстоятельства, которые стали непреодолимыми препятствиями на пути перемен в этой стране. Но даже эти перемены позволяют сказать, что Туркмения за годы после Ниязова из экзотической стала вполне заурядной страной бывшего СССР, со всеми плюсами и минусами. Люди стали жить не хуже, а порой и лучше, чем в других странах СНГ, — сказал «НГ» независимый эксперт по Туркмении Шохрат Кадыров. — Если говорить о демократии, то в Туркмении ее нет».
Как будет дальше развиваться Туркмения? Многое будет зависеть от внешних процессов, поскольку страна играет ключевую роль в энергетических и геополитических проектах Запада и Востока. Поэтому козыри в руках у Ашхабада: нефть и газ, выходы на Иран и Афганистан, своя доля в Каспийском море. Евросоюз стремится получить доступ к энергоресурсам Туркмении, запасы которых после дополнительного аудита, проведенного британской компанией Gaffney, Cline&Associates, составляют более 21 трлн. куб. м газа. И уже заручился поддержкой Ашхабада в поставках голубого топлива в будущий газопровод Nabucco. Однако для того чтобы туркменский газ пошел по этой магистрали, необходимо проложить трубопровод по дну Каспия от Туркмении до Азербайджана. Эту задачу, по мнению Ашхабада, должен решить ЕС. Поскольку газопровод «Восток–Запад», соединяющий туркменские месторождения с Каспийским побережьем, Ашхабад строит собственными силами. «Мы хоть сегодня можем подписать контракты на поставку необходимых объемов газа в Nabucco. Дело лишь за компаниями, которые бы осуществляли его доставку от границ Туркмении до потребителей», — заявил Бердымухамедов в начале нынешнего года на встрече с главой Европейской комиссии Жозе Мануэлом Баррозу. Предполагается, что в ЕС Туркмения будет поставлять до 40 млрд. куб. м газа в год. Еще столько же будет уходить в восточном направлении — в Китай. Соседний Иран покупает ежегодно до 20 млрд. куб. м туркменского голубого топлива. Еще 10 млрд. куб. м газа идет в Россию. На очереди реализация проекта ТАПИ — газопровода через Афганистан и Пакистан в Индию. С 2015 года туркменский природный газ должен выйти на рынки стран Южной Азии.
Источник: Независимая газета 10 февраля 2011.