Дмитрий Фирташ умеет говорить с Газпромом |
Туркмения согласна поставлять в Украину до 30 млрд кубометров своего газа. В принципе, в этом аспекте речь идет не сколько о новой сделке — сколько о реанимации старого сотрудничества. Ведь украинцы уже получали до 40 млрд кубов туркменского топлива. Вплоть до 2006 года — когда пришедшие к власти "оранжевые", в числе прочих, загубили и жизненно важные для страны поставки дешевого топлива.
Газ нужно доставить до адресата по российским трубопроводам.
А еще в 2003 году Газпром заключил с Ашхабадом соглашение о закупке у него максимального пропускного объема газотранспортной системы до 2028 года. С началом мирового экономического кризиса на одной из насосных станций произошел взрыв — и экспорт туркменского топлива практически прекратился. Но, как бы там ни было, контракт о закупках всего объема туркменского газа, прокачиваемого на Запад, у России есть. Но куда здесь может вклиниться Киев, не совсем понятно.
Туркменский газ поступает на Украину — и в довольно осязаемых объемах, около 4 млрд кубометров в 2011 году, и в два раза больше — в 2012. Прошлогодний недобор Украиной российского газа (за который ей грозят штрафные санкции в 7 млрд долларов), скорее всего, связан с перебором DF Group газа туркменского.
Покупает их не государственный Нафтогаз, а компания DF Group, для своих предприятий на украинской территории, названная так по инициалам своего владельца, украинского олигарха Дмитрия Фирташа.
У Фирташа наработанные контакты с Газпромом. Благодаря которым, судя по всему, ему и разрешили покупать туркменское топливо гораздо дешевле, чем по контракту Тимошенко от 2009 года — и пропустили его через российские газопроводы.
Собственно, на фоне фирташевской торговли аппетиты Киева выглядят не столь уж и большими — там надеются получать из Туркмении пока лишь 10 млрд кубометров газа ежегодно. То есть, всего на 2 млрд больше, чем тихонько купила в 2012 году DF Group.
В общем, желаний у Киева много. Тут и прощение семимиллиардного штрафа за недобор законтрактованных объемов российского газа, и снижение его стоимости, а теперь еще — и перспектива его полного вытеснения с украинского рынка российского газа газом туркменским, ведь перспективные 30 млрд кубов в год — это практически весь объем нынешнего украинского импорта.