Процесс исламизации центральноазиатских обществ в постсоветское время сопровождался процессом политизации самого ислама в этом регионе. В Таджикистане темпы политизации ислама все 90-е годы были самыми высокими. В Узбекистане и Киргизии процесс политизации ислама набирал обороты в разные годы, но в Туркмении и Казахстане этот процесс был взят под жесточайший контроль правящих там режимов. Каковы были причины политизации ислама в Центральной Азии?
Мировая история демонстрирует, что религия и политика всегда были взаимосвязаны между собой, этот факт относится не только к исламу, но и к другим мировым религиям. Религия и политика, выступая идеологическими системами, претендуют на формирование общественных отношений, помимо этого, религия выполняет определённые функции в политической сфере. Сущность политизации ислама рассматривается как активизация народных масс (верующих) и их включение в политические процессы.
Причинами политизации ислама и возрождения интереса к нему в Центральной Азии, на наш взгляд, стали распад биполярной системы, дискредитация коммунистической идеологии и внутренняя социально-политическая напряжённость в республиках региона. Можно говорить и о процессах глобализации и модернизации обществ, которые создавали предпосылки для политизации ислама, не только в Центральной Азии, но и во всём мире. Политизация ислама нашла негативный выход в деятельности региональных и международных организаций радикального толка, ставящих под знак вопроса стабильность и безопасность некоторых регионов мира. Таким образом, процесс политизации ислама породил процесс радикализции этой религии во всем мире. Поэтому, на наш взгляд, большинство радикальных исламских организаций и движений во всем мусульманском мире стали называть себя политическими партиями и активно включились в политическую борьбу за власть.
Следует отметить, что исламские проекты в республиках Центральной Азии являлись частью более глобального международного проекта, который охватывал в те годы все постсоветское пространство. В рамках этого глобального проекта процессом возрождения ислама на всем постсоветском пространстве руководили международные исламские организации, которые щедро финансировались странами Ближнего Востока. Эти организации относились к радикальным течениям ислама, которые имели ярко выраженный воинствующий характер. Речь идет, прежде всего, о ХТИ (Хизб ат- Тахрир аль- Ислами) и ряде подпольных салафитских организаций, которые в те времена назывались ваххабитскими. Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и некоторые другие региональные организации начали свою деятельность как представители радикального ислама, хотя в последние годы ПИВТ ведет свою деятельность в Таджикистане как оппозиционная парламентская партия.
В Узбекистане процесс исламизации общества в постсоветское время сопровождалась политикой деисламизацией, проводимой режимом Ислама Каримова. Суть этой политики заключалась, прежде всего, в запрете деятельности любых организаций, имеющих даже отдаленную связь с религией. Гонения и преследования религиозных деятелей, контроль над существующими мечетями и религиозными центрами, объявление войны против религиозных подпольных организаций стали ключевыми направлениями антирелигиозной политики властей в Узбекистане в постсоветские годы. Тем не менее, процесс исламизации общества, политизации и радикализации ислама даже в таких условиях в республике уже нельзя было остановить. Появилось огромное количество религиозных организаций, которые начали действовать в глубоком подполье с момента своего создания. Поскольку в республике все постсоветские годы светская политическая оппозиция была полностью раздавлена и уничтожена, религиозные подпольные организации стали главными оппозиционными силами против режима Ислама Каримова. В данной работе мы, прежде всего, будем освещать деятельность двух таких оппозиционных сил, которые вели и ведут активную религиозно-политическую деятельность, как в самой республике, так и за ее пределами. Речь идет об Исламском движении Узбекистана (ИДУ) и Хизб ат-Тахрире (ХТИ).
Среди исламских организаций, которые начали появляться в постсоветские годы в Узбекистане, особо выделилась исламистская военизированная группа «Адолат», руководителем которой являлся Тахир Юлдашев. Эта организация была организована в 1991 г. в Намангане как альтернатива ПИВТ. С первых же дней своего создания она подверглась жестким преследованием правоохранительными органами республики. Многие ее члены были арестованы, другие бежали в Таджикистан, Афганистан и Иран. К концу 1992 года, не выдержав давления властей, «Адолат» распалась. Исламское Движение Узбекистана (ИДУ) пришло на смену «Адолат», ее возглавил Джума Намангани. ИДУ возникло в 1996 году в Таджикистане как эмигрантская группировка, объединившая членов исламистских партий, запрещенных президентом Узбекистана Каримовым. Первоначальной целью было свержение Каримова и установление исламского государства на территории Ферганской долины[1].
Политическим и идейным лидером ИДУ, как и прежде, являлся исламист Тахир Юлдашев. (О его гибели неоднократно сообщалось, но подтверждений не поступало.). Отряды ИДУ принимали участие во многих событиях гражданской войны в Таджикистане на стороне Объединенной таджикской оппозиции. Но после примирения, не найдя себе места в Таджикистане, члены ИДУ с семьями переместились в Афганистан, договорившись с талибами. Причем многих туда доставили на вертолетах МЧС Таджикистана. В Афганистане ИДУ воевало против войск коалиции, но их и других боевиков-талибов постепенно оттеснили в Зону племен, на границу Пакистана с Афганистаном. Пакистанская пресса писала, что там ИДУ вступило в контакт в «Аль-Каидой», что повлекло жесткие действия пакистанской армии и недовольство местного населения[2].
Согласно не подтвержденным источникам, в годы гражданской войны в Таджикистане в состав ИДУ входило более 2000 бойцов. Но по мере того, как цели ИДУ все больше удалялись от Узбекистана, в нем оставалось все меньше людей. По мнению эксперта по исламским движениям Центральной Азии Виталия Пономарева, существование ИДУ в настоящее время находится под вопросом. «В последние годы в движении произошел раскол и там не осталось известных людей, кроме Тахира Юлдашева. Люди с лидерскими качествами уходили и организовывали свои группы, так, например, в 2002 году образовалась группа «Исламский джихад»[3].
ИДУ обвиняется во многих терактах в Узбекистане, а также во вторжении вооруженных отрядов в Киргизию(летом 1999 отряды ИДУ под руководством Джума Намангани вторглись в южные районы Киргизии.-автор) и в Узбекистан. ИДУ подозревается в сотрудничестве с ХТИ, в участии андижанских событий и т.д., но нет никаких сведений о том, что деятельность ИДУ была направлена против России. Лидер ИДУ Тахир Юлдашев в своих видео-обращениях неоднократно грозил смертью президентам Узбекистана, Киргизии и Таджикистана за притеснения мусульман, но не упомянул в этих угрозах имени президента России. Хотя в этих обращениях он называл погибших в России Хаттаба и Басаева своими «братьями»[4].
Следует отметить, что активная деятельность ИДУ была отмечена исключительно в странах Азии. Некоторые члены ИДУ, возможно, перебрались и в другие страны Европы и Америки, но об их деятельности там в мировых СМИ ничего не сообщалось. Сегодня ИДУ ведет активную деятельность в Везиристане (непризнанное государство Талибов на границе Афганистана с Пакистаном) и идентифицирует себя как подразделение «Аль-Каиды», которое борется под лозунгами мирового «Священного Джихада».
Теперь переходим к деятельности ХТИ на территории Узбекистана. Следует отметить, что ситуация с ХТИ по сравнению с ИДУ совершенно иная. ХТИ является международной организацией, ее филиалы начали создаваться не только в Центральной Азии, но во многих других постсоветских республиках. ИДУ создавалось изначально как национальное(узбекское) исламское движение. Если единичные боевики ИДУ, оказавшие на территории РФ, вынуждены скрываться от преследований, то члены «Хизб ат-Тахрир» могут получит поддержку и прикрытие со стороны коллег на всем постсоветском пространстве, в том числе в России. Такая ситуация наблюдается и во многих странах Запада и Ближнего Востока, где существуют филиалы этой международной организации[5].
На территории Узбекистана ХТИ начала действовать в начале 1990 г. В это время появились первые ячейки этой международной организации в разных городах республики. Лишь к 1995 г. власти стали серьезно реагировать на сообщениях СМИ о вновь создаваемых ячейках этой партии в более крупных городах, в том числе Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Намангане, Андижане, Коканде и т.д. Тогда спецслужбы Узбекистана заявили о том, что идеология ХТИ была «импортирована» в республику в 1995 г. гражданином Иордании Салохиддином[6].
В 1995-96 годах литература, издаваемая ХТИ, открыто распространялась в мечетях столицы - г. Ташкента. Кто же входил в состав этой партии? Преимущественно молодежь. Рядовые члены этой партии себя называли «Тахрир» или «Хифс», не называя полное название организации или называя слово «Хизб» на узбекском жаргоне как «Хифс». Молодые тахрировцы выступали, прежде всего, за строгое соблюдение исламских канонов и введение нормы шариата в обществе. Периодически в своих выступлениях озвучивали главную и стратегическую цель своей партии: вернуться к «золотому веку» ислама и создать всемирное исламское государство - «Новый Халифат»[7]. Но для членов ХТИ принципиальной позицией партии был отказ от насильственных методов борьбы за создание этого «Нового Халифата». Вступая в ряды ХТИ, узбекистанская молодежь выступала не только за открытое обсуждение религиозных вопросов, но и социально-экономических и политических вопросов. Таким образом, ХТИ с самого начала своего появления в Узбекистане себя позиционировала как оппозиционная религиозно-политическая партии.
Партийная иерархия ХТИ в Узбекистане включала семь ступеней: «муътамад» (главный руководитель), «маъсул» (руководитель областной организации), «мусоъид» (помощник маъсула), «накиб» (руководитель района), «накиб ёрдамчиси» (помощник накиба), «мушриф» (руководитель одной или нескольких групп обучения), «дорис» (послушник). Первичной ячейкой партии являлась «халка» (ячейка), объединявшая обычно до пяти человек[8].
Как происходила процедура вступление в ряды ХТИ в Узбекистане? Активисты ХТИ, как правило, знакомились в мечетях с верующими молодыми людьми и предлагали прочитать одну из брошюр организации, если возникал интерес, то предлагали еще 3-4. Психологическая беседа для вербовки началась лишь после прочтение 4-5 брошюр. В ходе этой беседы молодым людям предлагали вступить в ряды ХТИ. Если молодые люди соглашались, они давали клятву верности и получали статус послушника. Вступающие в ряды ХТИ также давали обязательство, согласно которому должны были строго хранить партийную тайну. Через три месяца послушники сдавали экзамен на приобретение статуса «мушрифа», который получал право на создание новой обучающей группы – «халка». Члены ХТИ были знакомы лишь на уровне «халка», которая включала в себя от 3 до 5 чел. В дальнейшей партийной иерархии личные контакты между членами прерывались и это усложняло задачу правоохранительных органов республики при их поимке и задержании[9].
Каково было содержание литературы, издаваемой ХТИ в Узбекистане? Содержание книг, брошюр и листовок, которые распространялись в мечетях, на улицах городов и в сельской местности можно охарактеризовать как радикальное. Ниже приводим название некоторых из них, которые подтверждают эту характеристику: «Что стоит за отношениями Америки и Индонезии?», «Что связывает власти Иордании и евреев?», «Основная цель геноцида в Алжире - уничтожение ислама», «Чеченская Республика: как она возродила ислам в душах людей», «Америка является государством-террористом, которое должно быть изгнано из мусульманского мира» и т.д.[10].
Власти Узбекистана, начиная с 1995 года стали внимательно следить за деятельностью ХТИ в республике. Первые аресты членов ХТИ произошли в 1998 году после того, как президент Каримов в интервью прессе отметил активность ХТИ в республике и сказал, что «мы не можем допустить и не допустим подобных враждебных происков»[11].
После терактов в Ташкенте в феврале 1999 года министр МВД Узбекистана Алматов в интервью СМИ высказал мнение по поводу причастности ХТИ к этим терактам, хотя позже в материалах уголовного дела по этим терактам имени ХТИ не упоминалось. Но эти слова Алматова в дальнейшем стали работать как мины замедленного действия. После его выступления начались массовые аресты членов ХТИ по всей республике. В марте 1999 г. ХТИ в ответ на репрессии со стороны властей выпустила и распространила первую листовку, касающуюся Центральной Азии и Узбекистана. В ней ХТИ резко осуждала терроризм и отрицала свою причастность к терактам в республике. Подвергая острой критике антирелигиозную политику властей, ХТИ назвала Ислама Каримова «еврейским кафиром». После этой публичной акции популярность ХТИ в республике стремительно стала расти. Тираж листовки, согласно материалам уголовных дел, достиг сотен тысяч экземпляров. Начался массовый приток новых членов в эту организацию. В 1999 году ХТИ проводила массовые акции, в ходе которых сотни членов этой организации выходили на улицы и раздавали листовки религиозно-политического содержания. В ходе этих акций 14 июня 1999 г. был задержан и посажен в тюрьму один из лидеров ташкентского филиала ХТИ Фархат Усманов. Спустя несколько дней в результате пыток он скончался в тюрьме. Его смерть вызвал большой общественный резонанс, что способствовало также росту популярности партии. После события 1999 г. ХТИ в республике стала массовым движением и включала в себя практически все социальные слои общества. В дальнейшем представители этого движения стали открыто, не боясь последствий, критиковать режим Ислама Каримова по всем вопросам социально-экономической и религиозной политики[12].
Какие обвинения выдвигаются против членов ХТИ со стороны властей? Чаще всего членов ХТИ обвиняют в посягательстве на конституционный строй Узбекистана и участии в запрещенной организации, которая намеревается создать на территории республики теократическое государство-«Новый Халифат». В других случаях лидеров ХТИ обвиняют в организации преступного сообщества, распространении печатной продукции, содержащей идеи экстремизма, сепаратизма и т.д.
Согласно этим обвинениям членам ХТИ угрожает реальные тюремные сроки, которые колеблются от нескольких лет лишения свободы до 15 лет. После 1999 г. огромное количество членов ХТИ были заключены в тюрьмах на различные сроки. В результате этого все тюрьмы в республике были переполнены. Власти Узбекистана предпринимали попытки разгрузить тюрьмы и выпустить на свободу тех членов ХТИ, которые напишут покаянные письма на имя президента и подпишут обязательство сотрудничать с правоохранительными органами. Но многие члены ХТИ, которые попали в тюрьмы как сплоченные группы, отказались от этого предложения. Согласно данным центральноазиатской программы общества «Мемориал» с 1997 по 1999 гг. в Узбекистане были осуждены и заключены в тюрьмах на различные сроки не менее 15 тыс. человек по так называемым «исламским» уголовным делам. Абсолютное большинство фигурантами этих уголовных дел были члены ХТИ в Узбекистане[13].
Многие члены ХТИ вынуждены были покинуть Узбекистан, опасаясь репрессии со стороны местных властей. Многие эмигрировали в Россию и Казахстан. Некоторые нашли политическое убежище в странах Европы и Америки. Другие пополнили ряды радикальных исламистских групп Среднего и Ближнего Востока. После приезда в Россию некоторых членов ХТИ и ИДУ спецслужбы России стали внимательно следить за деятельностью филиалов ХТИ по всей стране. В апреле 2008 года директор ФСБ Николай Патрушев в качестве новой террористической угрозы для России обозначил ХТИ и ИДУ, «которые пытаются перенести свою преступную деятельность из Узбекистана в Уральский регион»[14].
Российские спецслужбы установили тесное сотрудничество с узбекскими коллегами в рамках ШОС по борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и исламизмом. В рамках этой борьбы особое внимание уделяется контролю над деятельностью всех религиозных организаций, которые имеют отношения к радикальным течениям ислама.
В последние годы никакой достоверной информации о причастности ХТИ к терактам в России нет. Обвинения в терроризме, которые предъявляли членам ХТИ, как правило, рассыпаются еще до суда. Например, в мае 2007 года спецслужбы России отчитались о раскрытии покушения на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко и распространили информацию, что его готовили члены ХТИ. Впоследствии обвиняемых, которые никогда не являлись членами ХТИ, оправдал суд[15].
Как мы видим, процессы исламизации общества и политизации ислама в Узбекистане столкнулись с очень серьезными проблемами. Власти стали подвергать репрессиям всех исламистов, разрушать их организационные структуры и запрещать политическую деятельность под флагами ислама. Многие исламские организации уходили в глубокое подполье. Некоторые из них прекратили свою деятельность на территории республики. Лидеры, многие активисты ХТИ и ИДУ покинули республику и их дальнейшая судьба сложилась по-разному. У многих остались на родине брошенные дома и близкие родственники, которые ждут их возвращения. Пока режим Ислама Каримова «успешно» борется против политического и радикального ислама. Этот режим сам породил против себя политизированный и воинствующий ислам. ХТИ, ИДУ и другие исламские организации пока находятся в ожидании смены нынешнего режима, но в дальнейшем будут действовать, возможно, по уже разработанным своим стратегическим планам.
Источники и литература
1. Исламское движение Узбекистана(ИДУ)// http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1.
2. Там же.
3. Там же.
4. Бороган И. ФСБ презентовала новую угрозу из Центральной Азии//http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/ej/newthreat.
5. Там же.
6. Пономарев В. Ислам Каримов против «Хизб ат-Тахрир». М.1999.с.13-16.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. АПИ - Кто есть кто в узбекской оппозиции. Доклад казахстанских специалистов www.centrasia.ru/newsA.php?st=1035407100.
11. Там же.
12. Там же.
13. Там же.
14. Бороган И. Хизб-ат Тахрир аль-Ислами //http://studies.agentura.ru/tr/hisbuttahrir/.
15. Там же.
Мировая история демонстрирует, что религия и политика всегда были взаимосвязаны между собой, этот факт относится не только к исламу, но и к другим мировым религиям. Религия и политика, выступая идеологическими системами, претендуют на формирование общественных отношений, помимо этого, религия выполняет определённые функции в политической сфере. Сущность политизации ислама рассматривается как активизация народных масс (верующих) и их включение в политические процессы.
Причинами политизации ислама и возрождения интереса к нему в Центральной Азии, на наш взгляд, стали распад биполярной системы, дискредитация коммунистической идеологии и внутренняя социально-политическая напряжённость в республиках региона. Можно говорить и о процессах глобализации и модернизации обществ, которые создавали предпосылки для политизации ислама, не только в Центральной Азии, но и во всём мире. Политизация ислама нашла негативный выход в деятельности региональных и международных организаций радикального толка, ставящих под знак вопроса стабильность и безопасность некоторых регионов мира. Таким образом, процесс политизации ислама породил процесс радикализции этой религии во всем мире. Поэтому, на наш взгляд, большинство радикальных исламских организаций и движений во всем мусульманском мире стали называть себя политическими партиями и активно включились в политическую борьбу за власть.
Следует отметить, что исламские проекты в республиках Центральной Азии являлись частью более глобального международного проекта, который охватывал в те годы все постсоветское пространство. В рамках этого глобального проекта процессом возрождения ислама на всем постсоветском пространстве руководили международные исламские организации, которые щедро финансировались странами Ближнего Востока. Эти организации относились к радикальным течениям ислама, которые имели ярко выраженный воинствующий характер. Речь идет, прежде всего, о ХТИ (Хизб ат- Тахрир аль- Ислами) и ряде подпольных салафитских организаций, которые в те времена назывались ваххабитскими. Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и некоторые другие региональные организации начали свою деятельность как представители радикального ислама, хотя в последние годы ПИВТ ведет свою деятельность в Таджикистане как оппозиционная парламентская партия.
В Узбекистане процесс исламизации общества в постсоветское время сопровождалась политикой деисламизацией, проводимой режимом Ислама Каримова. Суть этой политики заключалась, прежде всего, в запрете деятельности любых организаций, имеющих даже отдаленную связь с религией. Гонения и преследования религиозных деятелей, контроль над существующими мечетями и религиозными центрами, объявление войны против религиозных подпольных организаций стали ключевыми направлениями антирелигиозной политики властей в Узбекистане в постсоветские годы. Тем не менее, процесс исламизации общества, политизации и радикализации ислама даже в таких условиях в республике уже нельзя было остановить. Появилось огромное количество религиозных организаций, которые начали действовать в глубоком подполье с момента своего создания. Поскольку в республике все постсоветские годы светская политическая оппозиция была полностью раздавлена и уничтожена, религиозные подпольные организации стали главными оппозиционными силами против режима Ислама Каримова. В данной работе мы, прежде всего, будем освещать деятельность двух таких оппозиционных сил, которые вели и ведут активную религиозно-политическую деятельность, как в самой республике, так и за ее пределами. Речь идет об Исламском движении Узбекистана (ИДУ) и Хизб ат-Тахрире (ХТИ).
Среди исламских организаций, которые начали появляться в постсоветские годы в Узбекистане, особо выделилась исламистская военизированная группа «Адолат», руководителем которой являлся Тахир Юлдашев. Эта организация была организована в 1991 г. в Намангане как альтернатива ПИВТ. С первых же дней своего создания она подверглась жестким преследованием правоохранительными органами республики. Многие ее члены были арестованы, другие бежали в Таджикистан, Афганистан и Иран. К концу 1992 года, не выдержав давления властей, «Адолат» распалась. Исламское Движение Узбекистана (ИДУ) пришло на смену «Адолат», ее возглавил Джума Намангани. ИДУ возникло в 1996 году в Таджикистане как эмигрантская группировка, объединившая членов исламистских партий, запрещенных президентом Узбекистана Каримовым. Первоначальной целью было свержение Каримова и установление исламского государства на территории Ферганской долины[1].
Политическим и идейным лидером ИДУ, как и прежде, являлся исламист Тахир Юлдашев. (О его гибели неоднократно сообщалось, но подтверждений не поступало.). Отряды ИДУ принимали участие во многих событиях гражданской войны в Таджикистане на стороне Объединенной таджикской оппозиции. Но после примирения, не найдя себе места в Таджикистане, члены ИДУ с семьями переместились в Афганистан, договорившись с талибами. Причем многих туда доставили на вертолетах МЧС Таджикистана. В Афганистане ИДУ воевало против войск коалиции, но их и других боевиков-талибов постепенно оттеснили в Зону племен, на границу Пакистана с Афганистаном. Пакистанская пресса писала, что там ИДУ вступило в контакт в «Аль-Каидой», что повлекло жесткие действия пакистанской армии и недовольство местного населения[2].
Согласно не подтвержденным источникам, в годы гражданской войны в Таджикистане в состав ИДУ входило более 2000 бойцов. Но по мере того, как цели ИДУ все больше удалялись от Узбекистана, в нем оставалось все меньше людей. По мнению эксперта по исламским движениям Центральной Азии Виталия Пономарева, существование ИДУ в настоящее время находится под вопросом. «В последние годы в движении произошел раскол и там не осталось известных людей, кроме Тахира Юлдашева. Люди с лидерскими качествами уходили и организовывали свои группы, так, например, в 2002 году образовалась группа «Исламский джихад»[3].
ИДУ обвиняется во многих терактах в Узбекистане, а также во вторжении вооруженных отрядов в Киргизию(летом 1999 отряды ИДУ под руководством Джума Намангани вторглись в южные районы Киргизии.-автор) и в Узбекистан. ИДУ подозревается в сотрудничестве с ХТИ, в участии андижанских событий и т.д., но нет никаких сведений о том, что деятельность ИДУ была направлена против России. Лидер ИДУ Тахир Юлдашев в своих видео-обращениях неоднократно грозил смертью президентам Узбекистана, Киргизии и Таджикистана за притеснения мусульман, но не упомянул в этих угрозах имени президента России. Хотя в этих обращениях он называл погибших в России Хаттаба и Басаева своими «братьями»[4].
Следует отметить, что активная деятельность ИДУ была отмечена исключительно в странах Азии. Некоторые члены ИДУ, возможно, перебрались и в другие страны Европы и Америки, но об их деятельности там в мировых СМИ ничего не сообщалось. Сегодня ИДУ ведет активную деятельность в Везиристане (непризнанное государство Талибов на границе Афганистана с Пакистаном) и идентифицирует себя как подразделение «Аль-Каиды», которое борется под лозунгами мирового «Священного Джихада».
Теперь переходим к деятельности ХТИ на территории Узбекистана. Следует отметить, что ситуация с ХТИ по сравнению с ИДУ совершенно иная. ХТИ является международной организацией, ее филиалы начали создаваться не только в Центральной Азии, но во многих других постсоветских республиках. ИДУ создавалось изначально как национальное(узбекское) исламское движение. Если единичные боевики ИДУ, оказавшие на территории РФ, вынуждены скрываться от преследований, то члены «Хизб ат-Тахрир» могут получит поддержку и прикрытие со стороны коллег на всем постсоветском пространстве, в том числе в России. Такая ситуация наблюдается и во многих странах Запада и Ближнего Востока, где существуют филиалы этой международной организации[5].
На территории Узбекистана ХТИ начала действовать в начале 1990 г. В это время появились первые ячейки этой международной организации в разных городах республики. Лишь к 1995 г. власти стали серьезно реагировать на сообщениях СМИ о вновь создаваемых ячейках этой партии в более крупных городах, в том числе Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Намангане, Андижане, Коканде и т.д. Тогда спецслужбы Узбекистана заявили о том, что идеология ХТИ была «импортирована» в республику в 1995 г. гражданином Иордании Салохиддином[6].
В 1995-96 годах литература, издаваемая ХТИ, открыто распространялась в мечетях столицы - г. Ташкента. Кто же входил в состав этой партии? Преимущественно молодежь. Рядовые члены этой партии себя называли «Тахрир» или «Хифс», не называя полное название организации или называя слово «Хизб» на узбекском жаргоне как «Хифс». Молодые тахрировцы выступали, прежде всего, за строгое соблюдение исламских канонов и введение нормы шариата в обществе. Периодически в своих выступлениях озвучивали главную и стратегическую цель своей партии: вернуться к «золотому веку» ислама и создать всемирное исламское государство - «Новый Халифат»[7]. Но для членов ХТИ принципиальной позицией партии был отказ от насильственных методов борьбы за создание этого «Нового Халифата». Вступая в ряды ХТИ, узбекистанская молодежь выступала не только за открытое обсуждение религиозных вопросов, но и социально-экономических и политических вопросов. Таким образом, ХТИ с самого начала своего появления в Узбекистане себя позиционировала как оппозиционная религиозно-политическая партии.
Партийная иерархия ХТИ в Узбекистане включала семь ступеней: «муътамад» (главный руководитель), «маъсул» (руководитель областной организации), «мусоъид» (помощник маъсула), «накиб» (руководитель района), «накиб ёрдамчиси» (помощник накиба), «мушриф» (руководитель одной или нескольких групп обучения), «дорис» (послушник). Первичной ячейкой партии являлась «халка» (ячейка), объединявшая обычно до пяти человек[8].
Как происходила процедура вступление в ряды ХТИ в Узбекистане? Активисты ХТИ, как правило, знакомились в мечетях с верующими молодыми людьми и предлагали прочитать одну из брошюр организации, если возникал интерес, то предлагали еще 3-4. Психологическая беседа для вербовки началась лишь после прочтение 4-5 брошюр. В ходе этой беседы молодым людям предлагали вступить в ряды ХТИ. Если молодые люди соглашались, они давали клятву верности и получали статус послушника. Вступающие в ряды ХТИ также давали обязательство, согласно которому должны были строго хранить партийную тайну. Через три месяца послушники сдавали экзамен на приобретение статуса «мушрифа», который получал право на создание новой обучающей группы – «халка». Члены ХТИ были знакомы лишь на уровне «халка», которая включала в себя от 3 до 5 чел. В дальнейшей партийной иерархии личные контакты между членами прерывались и это усложняло задачу правоохранительных органов республики при их поимке и задержании[9].
Каково было содержание литературы, издаваемой ХТИ в Узбекистане? Содержание книг, брошюр и листовок, которые распространялись в мечетях, на улицах городов и в сельской местности можно охарактеризовать как радикальное. Ниже приводим название некоторых из них, которые подтверждают эту характеристику: «Что стоит за отношениями Америки и Индонезии?», «Что связывает власти Иордании и евреев?», «Основная цель геноцида в Алжире - уничтожение ислама», «Чеченская Республика: как она возродила ислам в душах людей», «Америка является государством-террористом, которое должно быть изгнано из мусульманского мира» и т.д.[10].
Власти Узбекистана, начиная с 1995 года стали внимательно следить за деятельностью ХТИ в республике. Первые аресты членов ХТИ произошли в 1998 году после того, как президент Каримов в интервью прессе отметил активность ХТИ в республике и сказал, что «мы не можем допустить и не допустим подобных враждебных происков»[11].
После терактов в Ташкенте в феврале 1999 года министр МВД Узбекистана Алматов в интервью СМИ высказал мнение по поводу причастности ХТИ к этим терактам, хотя позже в материалах уголовного дела по этим терактам имени ХТИ не упоминалось. Но эти слова Алматова в дальнейшем стали работать как мины замедленного действия. После его выступления начались массовые аресты членов ХТИ по всей республике. В марте 1999 г. ХТИ в ответ на репрессии со стороны властей выпустила и распространила первую листовку, касающуюся Центральной Азии и Узбекистана. В ней ХТИ резко осуждала терроризм и отрицала свою причастность к терактам в республике. Подвергая острой критике антирелигиозную политику властей, ХТИ назвала Ислама Каримова «еврейским кафиром». После этой публичной акции популярность ХТИ в республике стремительно стала расти. Тираж листовки, согласно материалам уголовных дел, достиг сотен тысяч экземпляров. Начался массовый приток новых членов в эту организацию. В 1999 году ХТИ проводила массовые акции, в ходе которых сотни членов этой организации выходили на улицы и раздавали листовки религиозно-политического содержания. В ходе этих акций 14 июня 1999 г. был задержан и посажен в тюрьму один из лидеров ташкентского филиала ХТИ Фархат Усманов. Спустя несколько дней в результате пыток он скончался в тюрьме. Его смерть вызвал большой общественный резонанс, что способствовало также росту популярности партии. После события 1999 г. ХТИ в республике стала массовым движением и включала в себя практически все социальные слои общества. В дальнейшем представители этого движения стали открыто, не боясь последствий, критиковать режим Ислама Каримова по всем вопросам социально-экономической и религиозной политики[12].
Какие обвинения выдвигаются против членов ХТИ со стороны властей? Чаще всего членов ХТИ обвиняют в посягательстве на конституционный строй Узбекистана и участии в запрещенной организации, которая намеревается создать на территории республики теократическое государство-«Новый Халифат». В других случаях лидеров ХТИ обвиняют в организации преступного сообщества, распространении печатной продукции, содержащей идеи экстремизма, сепаратизма и т.д.
Согласно этим обвинениям членам ХТИ угрожает реальные тюремные сроки, которые колеблются от нескольких лет лишения свободы до 15 лет. После 1999 г. огромное количество членов ХТИ были заключены в тюрьмах на различные сроки. В результате этого все тюрьмы в республике были переполнены. Власти Узбекистана предпринимали попытки разгрузить тюрьмы и выпустить на свободу тех членов ХТИ, которые напишут покаянные письма на имя президента и подпишут обязательство сотрудничать с правоохранительными органами. Но многие члены ХТИ, которые попали в тюрьмы как сплоченные группы, отказались от этого предложения. Согласно данным центральноазиатской программы общества «Мемориал» с 1997 по 1999 гг. в Узбекистане были осуждены и заключены в тюрьмах на различные сроки не менее 15 тыс. человек по так называемым «исламским» уголовным делам. Абсолютное большинство фигурантами этих уголовных дел были члены ХТИ в Узбекистане[13].
Многие члены ХТИ вынуждены были покинуть Узбекистан, опасаясь репрессии со стороны местных властей. Многие эмигрировали в Россию и Казахстан. Некоторые нашли политическое убежище в странах Европы и Америки. Другие пополнили ряды радикальных исламистских групп Среднего и Ближнего Востока. После приезда в Россию некоторых членов ХТИ и ИДУ спецслужбы России стали внимательно следить за деятельностью филиалов ХТИ по всей стране. В апреле 2008 года директор ФСБ Николай Патрушев в качестве новой террористической угрозы для России обозначил ХТИ и ИДУ, «которые пытаются перенести свою преступную деятельность из Узбекистана в Уральский регион»[14].
Российские спецслужбы установили тесное сотрудничество с узбекскими коллегами в рамках ШОС по борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и исламизмом. В рамках этой борьбы особое внимание уделяется контролю над деятельностью всех религиозных организаций, которые имеют отношения к радикальным течениям ислама.
В последние годы никакой достоверной информации о причастности ХТИ к терактам в России нет. Обвинения в терроризме, которые предъявляли членам ХТИ, как правило, рассыпаются еще до суда. Например, в мае 2007 года спецслужбы России отчитались о раскрытии покушения на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко и распространили информацию, что его готовили члены ХТИ. Впоследствии обвиняемых, которые никогда не являлись членами ХТИ, оправдал суд[15].
Как мы видим, процессы исламизации общества и политизации ислама в Узбекистане столкнулись с очень серьезными проблемами. Власти стали подвергать репрессиям всех исламистов, разрушать их организационные структуры и запрещать политическую деятельность под флагами ислама. Многие исламские организации уходили в глубокое подполье. Некоторые из них прекратили свою деятельность на территории республики. Лидеры, многие активисты ХТИ и ИДУ покинули республику и их дальнейшая судьба сложилась по-разному. У многих остались на родине брошенные дома и близкие родственники, которые ждут их возвращения. Пока режим Ислама Каримова «успешно» борется против политического и радикального ислама. Этот режим сам породил против себя политизированный и воинствующий ислам. ХТИ, ИДУ и другие исламские организации пока находятся в ожидании смены нынешнего режима, но в дальнейшем будут действовать, возможно, по уже разработанным своим стратегическим планам.
Источники и литература
1. Исламское движение Узбекистана(ИДУ)// http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1.
2. Там же.
3. Там же.
4. Бороган И. ФСБ презентовала новую угрозу из Центральной Азии//http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/ej/newthreat.
5. Там же.
6. Пономарев В. Ислам Каримов против «Хизб ат-Тахрир». М.1999.с.13-16.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. АПИ - Кто есть кто в узбекской оппозиции. Доклад казахстанских специалистов www.centrasia.ru/newsA.php?st=1035407100.
11. Там же.
12. Там же.
13. Там же.
14. Бороган И. Хизб-ат Тахрир аль-Ислами //http://studies.agentura.ru/tr/hisbuttahrir/.
15. Там же.