"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, марта 23, 2014

Децентрализация или федерализация: Киев или Москва

Федерализация в Украине перестала быть актуальной


23 марта в 09:12

Эксперт напомнил, что руководство страны уже задекларировало намерение осуществить децентрализацию власти быстро и решительно.


Вопрос федерализации для Украины перестал быть актуальным, считает эксперт в области местного самоуправления Юрий Ганущак.

"Федерализация просто перестала быть актуальной: замена центрального самодержца на региональных князьков, что является болезнью постсоветских территорий, сегодня не радует. А с принятием Бюджетного кодекса, предусматривающего сквозные межбюджетные отношения между центром и органами местного самоуправления, — это вообще шаг назад", - отметил он в своей статье для "Зеркала недели. Украина".

Эксперт напомнил, что руководство страны уже задекларировало намерение осуществить децентрализацию власти быстро и решительно. "Хотя смысл в понятие "децентрализация" вкладывается разный. Чаще всего ее трактуют как противоположность демонизированной федерализации. Хотя децентрализация в действительности является продолжением демонополизации публичной власти", - подчеркнул Ганущак.

По его мнению, поверхностно было бы сводить реформу только к расширению полномочий местной власти, даже с закреплением дополнительных доходных источников.

"Это только один из компонентов построения территориальной организации власти со сбалансированной триадой:  полномочие—ресурс—ответственность. Самая весомая составляющая реформы — распределение полномочий между государством и местным самоуправлением", - подчеркнул эксперт.

По его словам, вышеупомянутая проблема назначения глав местных государственных администраций решается просто и органически — люди избирают местную власть, которая формирует исполнительные органы, а вот государственные функции на территории исполняет представитель центральной власти.

"Одна из этих функций — контроль легитимности решений органов местного самоуправления, а именно — соответствие их закону, а не целесообразности. И реакция на злоупотребление местной власти должна быть быстрой и неотвратимой. У главы администрации есть только месяц на то, чтобы проанализировать акт органа местного самоуправления на законность, остановить его и подать в суд. Упустил время — дальше может обращаться уже как частное лицо. Если взял за привычку опротестовывать все акты подряд — жди поражения в суде и падения авторитета центральной власти, за что в Киеве не похвалят. Конечно, можно вспомнить, что суды зачастую чувствительны к пожеланиям власти, но в данном случае будет рассматриваться иск одного органа власти к другому. И открытость, и прозрачность процесса когда-нибудь таки  расчистит заиленное коррупцией русло судопроизводства. Опыт стран, внедривших такую систему, в частности Польши и Франции, свидетельствует: полгода деятельности новоизбранного органа самоуправления достаточно, чтобы он овладел искусством не выходить за пределы законодательного русла", - считает эксперт.