"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

понедельник, марта 03, 2014

Советское руководство использовало этот эпизод как предлог для войны с Финляндией

Главная задача официальных СМИ и государственной пропаганды в период обострения отношений с другими странами — убедить собственных граждан и мир в правомерности применения силы
и оправдать возможные военные действия историческими, этнографическими и иными причинами.

Отечественные политики и государственные телеканалы объясняют активизацию России в Крыму угрозой русским жителям полуострова, воинским частям и военным базам Черноморского флота. Сведения о жертвах не подтверждаются. Сообщения о неизвестных вооруженных группах в Белгородской области опровергаются пограничниками и полицией.

Эти объяснения российских государственных деятелей и ссылки на историческую принадлежность Крыма и Восточной Украины не могут не настораживать. Подобные аргументы активно эксплуатировались нацистской и сталинской дипломатией. В середине 1930-х гг. Германия обвиняла Чехословакию в притеснении немцев в Западной Чехии, требовала предоставить национальному меньшинству право на самоопределение. После беспорядков 1936 г. нацисты требовали провести в Судетах плебисцит о принадлежности этой области к Чехословакии или Германии, а затем аннексировали ее в 1938 г.

История провокаций, ведущих к войнам, тоже требует напоминания. В конце августа 1939 г. группа вооруженных людей, одетых в польскую форму, заняла радиостанцию в немецком городе Глейвице и вышла в эфир с призывом к полякам «объединяться и бить немцев». На следующий день Германия напала на Польшу, участники нападения были затем расстреляны.

Летом 1940 г. Москва потребовала ввести в Эстонию, Латвию и Литву дополнительные контингенты Красной Армии для «обороны» советских военных баз, размещенных там в октябре 1939 г. Вскоре после этого прибалтийские государства «добровольно» присоединились к СССР. Использование погибших — также известный прием силовой «дипломатии». 26 ноября 1939 г. СССР заявил, что от обстрела финской артиллерии на Карельском перешейке погибли бойцы и командиры Красной Армии, и потребовал отвести финские войска от границы. Просьба Хельсинки провести расследование была отвергнута Кремлем. Спустя много лет историки установили, что в местечке Майнила в тот момент не было ни обстрела, ни погибших. Но в 1939 г. советское руководство использовало этот эпизод как предлог для войны с Финляндией.

Дело не только в аналогиях с кануном Второй мировой войны. Москва могла помочь соотечественникам на Украине финансово, экономически, интеллектуально, создать альтернативу радикальному национализму, поддержать распространение русского языка и культуры, предложить выгодные условия переезда в Россию.



Читайте далее: тут