"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

среда, марта 12, 2014

Главная опасность для мигрантов в России - пожилые женщины и молодые мужчины

Исследование: противоречия между мигрантами и москвичами — это конфликт традиционного коллективизма общины и индивидуализма


К напряжению между местными жителями России и мигрантами, приехавшими из регионов Северного Кавказа, приводят культурные и ценностные различия. К такому выводу пришли сотрудники лаборатории социокультурных исследований (МНУЛ СКИ) НИУ ВШЭ. В то время как кавказские мигранты большей частью являются носителями коллективистского сознания, местное население проявляет большую склонность к индивидуализму, говорят исследователи Ольга Вербилович и Виктория Галяпина.

Исследование проводилось на материале фокус-групп на территории Москвы и Ставропольского края. Выбор именно этих регионов был обусловлен тем, что они являются лидером по количеству мигрантов с Северного Кавказа, которые приезжают на учебу в поисках временной или постоянной работы. Как поясняют исследователи, Москва притягивает мигрантов благодаря имеющимся экономическим возможностям, а Ставрополье привлекает своей географической близостью.

Всего в исследовании приняли участие 16 фокус-групп, каждая из которых состояла из 5—10 участников; в группы входили мужчины и женщины в возрасте от 17 до 69 лет — москвичи или жители Ставрополья и представители северокавказских этнических групп.

Как оказалось, отношения между местным населением и мигрантами в Москве и Ставропольском крае существенно отличаются.

«Москвичи настроены к мигрантам более агрессивно, чем жители периферии, а мигрантам тяжелее адаптироваться в Москве из-за давления, которое провоцирует современная мегаполисная жизнь, — пишут исследователи. — Кроме того, мигранты не приемлют аморального в их понимании образа жизни местного населения и желают, чтобы местные жители проявляли уважение к их этнической культуре».

Северокавказские мигранты в других регионах остаются носителями коллективистских ценностей, предполагающих приоритет мнения и интересов группы — семьи, коллектива и социума. Тогда как местные жители скорее индивидуалисты: они более свободны в своих взглядах и действиях. Это часто вызывает непонимание у приезжих, которые не готовы мириться с аморальным в их представлении поведением местных жителей. «Аморальность выражается в неуважении к старшим, склонности к алкоголизму и курению, а также безнравственном поведении со стороны женщин. Как показали опросы, мигранты хотели бы, чтобы местное население проявляло уважение к их культуре, как минимум не демонстрируя аморальность в их присутствии, а как максимум стараясь перенимать хорошие качества, свойственные представителям других культур», — говорится в исследовании.

Опросы показали, что даже в чужой культурной среде мигранты с Северного Кавказа не готовы менять свое отношение к роли женщины в семье и социуме. Исследователи подчеркивают, что равноправие мужчин и женщин, которое можно наблюдать в столице, «воспринимается мигрантами как проявление слабости местных мужчин».

Ставропольские мигранты показали в своих ответах достаточно высокий уровень религиозности, но при этом они отмечали, что нельзя отождествлять ислам с его радикальными течениями, поскольку «проявления ваххабизма — это удел неграмотных и преступников, следствие западного финансирования». По словам исследователей, у московских мигрантов выше уровень религиозной рефлексии и они «более адекватно понимают истоки враждебности местного населения по отношению к исламу».

«Результаты опросов показывают, что мигранты с трудом адаптируются в условиях мегаполиса и демонстрируют дуальное отношение к окружающей их действительности», — говорится в исследовании.

Мигранты, с одной стороны, хотели бы интегрироваться в местный социум и тем самым приобрести более высокий социальный статус, а с другой — они не готовы резко меняться и стремятся демонстрировать собственную культуру, требуя от окружающих соблюдения «своих» культурных норм.

И в Москве, и в Ставрополье мигранты сходятся на том, что наибольшую нетерпимость по отношению к ним проявляют молодые мужчины и пожилые женщины, от которых и исходит наибольшая опасность.

В исследовании приводятся данные социологического опроса, проведенного ФОМ в октябре 2011 года, согласно которому, жить рядом с семьей мигрантов с Северного Кавказа готовы лишь 14% москвичей.

Ученые также выяснили, что москвичи агрессивно настроены по отношению к мигрантам. По их данным, среди жителей столицы сильны консервативные тенденции и стремление сохранить прежний порядок вещей.

Фокус-группы показали, что москвичей вполне устраивает де факто сложившая в столице ситуация, когда у приезжих мигрантов намного меньше прав и возможностей, чем у местных жителей, и когда они находятся под строгим контролем полиции. В этом факте авторы исследования видят аналогию с отношением москвичей к лимитчикам в советское время.

Даже благожелательно настроенные к мигрантам москвичи хотели бы, чтобы мигранты с Северного Кавказа полностью интегрировались в культурную среду мегаполиса.

По словам авторов исследования, и местные жители, и мигранты недовольны тем, как подобные темы освещаются в СМИ: «В представлении мигрантов российские СМИ формируют образ мигранта — преступника и террориста. А в представлении москвичей СМИ способствуют нежелательному притоку мигрантов в столицу, позиционируя Москву как город больших возможностей и упуская освещение трудностей, с которыми могут столкнуться мигранты, приехавшие в столицу».

Подробнее