Россия никогда не хотела забирать Крым себе, потому что надеялась на союзные и близкие отношения с Украиной, на постепенную реинтеграцию. Но обвал власти на Украине перевел ситуацию совершенно в другую плоскость — сейчас речь уже идет об угрозе русским в этой республике.
Пока что еще есть надежды на лучший из худших сценариев — на то, что нынешняя украинская власть с участием радикальных националистов не успеет толком начать «дерусификацию», долго не продержится у власти и будет заменена на более вменяемую и приемлемую для переговоров. Но шансы на это тают, а угроза хаотизации и начала «украинизации» юго-востока и Крыма растет. И волей-неволей России приходится рассматривать экстремальные сценарии.
В ситуации с Крымом это означает только одно: Россия вынуждена открыть зонтик безопасности над полуостровом. Никто никаких войск никуда не вводит, никто никого не отделяет. Просто Россия обязана гарантировать Крыму безопасность и возможность самому определить свою судьбу. Крымчане хотят провести референдум и застраховать себя от националистических поползновений? Вот пускай этим и занимаются.
Все претензии Киева к Москве о незаконности референдума в Крыму Кремль легко парирует недоуменным вопросом: а кто к нам обращается? Незаконно пришедшие к власти представители восставшего народа? Так мы же вас не признавали в качестве законного правительства Украины.
Маловероятно, что Киев решится силовым путем воспрепятствовать проведению референдума, потому что любая попытка бойцов «Правого сектора», даже ставших официальными сотрудниками МВД, приехать на полуостров будет пресечена. Причем вовсе не силами Черноморского флота — достаточно будет местного «Беркута», который, не подвергаясь травле и «коленопреклонению», наконец-то сможет адекватно ответить радикалам. Гораздо большую проблему будут представлять, конечно, попытки использовать для срыва референдума крымско-татарское население.
Проведение референдума еще не означает выхода Крыма из состава Украины — вопрос «Вы за государственную самостоятельность АР Крым в составе Украины на основе договоров и соглашений?» сформулирован так, что наверняка получит 90 процентов голосов «за», а в дальнейшем можно будет пойти по любому из трех путей. Федерации, конфедерации или независимости. Потому что «на основе договоров и соглашений» означает, что в случае если Киев проявит неуступчивость при выработке нового договора — например, откажется соглашаться на конфедерацию (которая, кстати, подразумевает право на отделение), — Симферополь всегда может сказать, что его не устраивают условия, и отказаться от подписания. И назначить новый референдум — уже о независимости.
Сам факт назначения референдума окажет огромное влияние на всю ситуацию на Украине — с одной стороны, он вызовет еще большую радикализацию новой киевской власти и усилит позиции национал-социалистов Дмитрия Яроша (впрочем, их рост и так неизбежен при нынешней траектории развития украинской революции), а с другой стороны, может стимулировать сплочение и организацию юго-востока Украины на пути отстаивания своих интересов. Требование федерализации страны — как для гарантий собственного уклада, так и для сохранения Крыма в составе Украины — может стать главным лозунгом юго-востока.
Даже после проведения референдума в Крыму все еще будут сохраняться шансы на то, что он останется в составе Украины. Многое будет зависеть от того, какую линию поведения выберет победивший на выборах 25 мая президент, — пока что наиболее вероятно, что его фамилия будет Тимошенко, хотя при нынешней скорости украинских событий ни в чем, в том числе и в самом проведении выборов, нельзя быть уверенным. Если новая власть сможет взять под контроль ситуацию в стране и остановит дерусификацию, то она сможет начать переговоры с Крымом (а может быть, и со всем юго-востоком) об условиях нового федеративного устройства государства.
тут