"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

пятница, апреля 11, 2014

По статье "за аморальное поведение"



Мыслить еще можно, говорить – уже не все




Профессора МГИМО, доктора исторических наук Андрея Зубова все же уволили, причем по политическим мотивам, хотя и по статье "за аморальное поведение". А точнее за то, что он посмел критиковать действия правительства по присоединению Крыма к России.

Желание уволить профессора Зубова появилось послу того, как он 1 марта опубликовал в газете "Ведомости"  статью, в которой провел аналогию между крымскими событиями и аншлюсом Австрии гитлеровской Германией в 1938 году.

Если рассматривать ситуацию с точки зрения демократических норм, то увольнение университетского профессора за его взгляды нарушает основополагающее право человека — на открытое выражение собственного мнения. Даже если оно и не совпадает с мнением правительства.

С другой стороны, к чему лукавить. Все закономерно. Внешняя экспансия государства всегда приводит к ужесточению политического режима внутри страны, к сокращению, а то и к полному забвению демократических прав и свобод. Так было всегда, во всех государствах. Государство требует, чтобы граждане поддерживали его в этом сомнительном занятии. Если кто-то не хочет —  заставят. Не получится заставить — уволят, лишат работы, куска хлеба. Не уймется и после этого — посадят.

Профессора Зубова, как написал в своем блоге в "Фейсбуке" его зять, юрист Николай Бобринский, уволили "на основании п.8 статьи 81 Трудового кодекса РФ (за совершение аморального поступка)". И это тоже закономерно.

В сегодняшней России аморально не быть как все, не быть в ликующей патриотической толпе, аморально не поддерживать свое государство, какие бы поступки оно ни совершало.

Так что приходится констатировать, что формулировка увольнения Зубова вполне соответствует представлениям о морали того общества, в котором мы все сейчас живем.

Руководство вуза аргументирует это увольнение тем, что МГИМО, мол, относится к системе МИДа. Но это тоже известный прием. Любому поступку всегда можно найти оправдание. В данном случае репрессии по отношению к человеку за выражение им собственного мнения обосновываются принадлежностью института к госоргану.

В следующий раз их обоснуют принадлежностью… к другому органу. В третьем, что вуз вообще является государственным, а значит, вся деятельность его преподавательского состава должна соответствовать текущим задачам государства. Какими бы они ни были. В четвертом, если университет вдруг окажется негосударственным, скажут, что он получает субсидии или льготы из бюджета. Например, по оплате коммунальных расходов...

То, что произошло с Зубовым, за пределами России называется запретом на профессию. В Германии, например, та практика была развита в годы "холодной войны" и выражалась в том, что тех или иных граждан увольняли или не разрешали им поступать на работу в госорганы или учреждения образования по причине наличия у них определенных политических взглядов. Как правило, касалось это обычно именно преподавателей. В нынешнем уголовном кодексе Германии статья о "запрете на профессию" тоже есть, но прописана она очень общими словами и без всякой идеологии.

В России соответствующая статья в Трудовом кодексе появилась еще в 2006 году. Однако до недавнего времени она была практически бездействующей. Сегодня практика "запрета на профессию" (пока еще, как видим, без ссылок на соответствующие законы) начинает применяться по факту. Процесс, похоже, запущен.

На данный момент дело уже не ограничивается одним Зубовым. СМИ сообщают о другом похожем случае. За аналогичное не согласие с политикой "партии и правительства" в отношении Крыма, практически одновременно вместе с Зубовым, на другом краю России был уволен заведующий кафедрой социологии Сахалинского государственного университета, доктор социологических наук Александр Коньков.

Здесь, правда, формулировки причин увольнения звучат несколько мягче. Формально его уволили по причине прекращения контракта. Но истинная причина увольнения Конькова та же, что и у Зубова. Уведомление о том, что его контракт не продлен, он получил после того, как публично высказался против, мягко скажем, "отсоединения" Крыма от Украины и "присоединения" его к России.

Вопрос в том, как отреагирует на дальнейшее ущемление своих прав гражданское общество России. Массовых протестов пока вроде не видно. Часть студентов, выпускников и преподавателей обоих вузов, правда, начали сбор подписей под петициями в защиту уволенных преподавателей.

Причем под письмом с требованием "Немедленно восстановить в должности профессора Андрея Зубова" за два дня подписалось более 1300 человек. Однако, скорее всего, власти просто проигнорируют эти требования, как это обычно бывает в таких ситуациях. А то и организуют другие петиции — в поддержку увольнений. Это они тоже умеют. При этом репрессивная практика в отношении инакомыслящих продолжит цвести и развиваться.

Александр Желенин
Подробнее: