"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

пятница, февраля 08, 2013

Уникальные мемуары Владимира Артыкова

Владимир Андреевич Артыков на
презентации своей новой книги
"Обнаженная модель"
 (Москва, 2012. - 492 с. Илл., фото)


7 февраля с.г. в Москве в Доме славянской письменности прошла очередная (идущая с лета 2012 г.) презентация  книги Владимира Аннакулиевича Артыкова "Обнаженная модель"
(издательство "Наш Изограф"). Живописец, художник-постановщик, режиссер-документалист... всех профессий и титулов  ветерана советской, туркменской и русской культуры сразу и не перечислить. Он вице-президент Международной Академии творчества, академик-секретарь, руководитель Отделения Евразийского искусства МАТ, заслуженный деятель искусств Туркменистана и т.д.  и т.п.

Наш земляк родился в в 1934 г. в Ташкенте, а в 1935 году оказался в Москве, "в кривых переулках старого Арбата". Но какова сила тяги к своему, туркменскому. Он возвращается в Ашхабад и заканчивает художественное училище им. Шота Руставели  И в последующем оказывается тесно связанным по жизни  и работе с родиной своих предков.

Картины В. Артыкова хранятся в Третьяковской галерее (например, "Комсомольская свадьба", 1978 г., "Каракумский канал - артерия дружбы народов СССР", 1982), в Музее искусств Туркменистана и России, Украины, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии. http://www.vladimir-artykov.narod.ru/pages/painting.htm

Владимир Анакулиевич (Андреевич) Артыков  был художником постановщиком в фильмах "Утоление жажды, "Приключение Доврана", Тайна предков", "Ураган в долине, "Восход над Гангом", "Служа Отечеству", "Дезертир".

Обсуждение книги
Книга В. Артыкова - уникальное собрание ценнейших сведений о прошлом советской культуры и прошлом советского Туркменистана.   Тут и эпизоды из биографии Алты Карлиева, Ашхабадское землетрясение 1948 г.,  воспоминания о фильме, съемки которого проходили и на моих глазах в далеком детстве -  "Сбежала машина" ("Бывает и так"), впечатления художника от встреч при съемках фильмов с народными артистами СССР Павлом Кадочниковым, Лялей Шагаловой, Георгием Жженовым, Петром Олейниковым (фильм по повести Трифонова "Утоление жажды"), о Булате Мансурове, Ходжакули Нарлиеве,  Юлии Друниной, 3урабе Церетели, архитекторе Ашхабада Абдулле Ахмедове, скульпторе Эрнесте Неизвестном, Нуры Халмамедове, Ларисе Лужиной и мн. мн. других известных художниках.

Книга будет очень полезна тем, кто мечтает посвятить себя кинематографу. И не только потому, что в ней рассказывается о жизни художников театра и кино, но и о том, как снимаются фильмы, что стоит за кадром, поясняются технические секреты киноискусства и специальные понятия, которых не найти в энциклопедиях и словарях по кинематографии.

Книга-мемуаров В.А.Артыкова сопровождена фотографиями из домашнего архива автора. Среди них фото отца, матери, родственников из семьи Б. Кербабаева (старшая сестра В. Артыкова, Евгения была супругой сына Б. Кербабаева - Бакы), ранее малоизвестная фотография учеников Куропаткинской школы садоводства, огородничества и шелководства, которую закончил отец художника Аннакули Артыков (позднее секретарь Ташаузского окружкома партии, постпред ТССР в Узбекистане, Москве, министр посвящения ТССР и т.д.), цветные иллюстрации наиболее известных полотен художника.

С В.А. Артыковым я встречался почти 40 лет назад. Это было дома у моего учителя этнолога Марата Дурдыева. Их финский домик в Ашхабаде примыкал к садику с таким же маленьким домиком известного туркменского и советского дипломата Клыча Кулиева, а далее, если пройти по узкой кирпичной тропинке, начинался дом Кербабаева. Я уже упоминал, что Артыков  - родственник Кербабаева. На веранде у Марата было в этот день что-то вроде ужина с гостями. Там то я и увидел В.А. Артыкова. Был я тогда зеленным студентом (1970-е гг.) и конечно никто меня никому не представлял.

Я просто сидел как всегда рядом с малоразговорчивым (при гостях) Маратом.  Тогда то я впервые услышал историю о великом художнике Эрнесте Неизвестном, который  к этому уже успел поставить свой всемирно известным горельеф на партархиве в Ашхабаде. В.А.Артыков  случайно встретился со скульптором где то на диком пляже Черного моря и тот рассказал им о себе и поделился с ним планами уехать заграницу из-за чинимых ему притеснений в Москве (Э. Неизвестный был участником знаменитого разгрома Н. Хрущевым художников-абстракционистов на выставке в Манеже).  Кстати, в 2000 г. будучи в Нью-Йорке я попросил своего друга журналиста Володю Война организовать мне встречу с Э. Неизвестным. Володя, тут же на улице, полистал свою старую записную и побежал в автомат звонить. Но  мастера не оказалось дома.

Одна из ранних работ Владимира Артыкова
"Открытие памятника В.И. Ленина в Ашхабаде" (1980 г.).
Артыков не абстракционист и не диссидент, его
творческая стилистика ближе к наивной живописи
Нико Пиросмани и Бяшима Нурали.
Достоверность, ностальгия, лубочность, мечта, народный быт,
этнографическая  парадность, панорамность
и верность принципам гуманизма советской эпохи.
Как в живописи, так
и в литературе - полное отсутствие вызова власти (и даже наоборот),
социальной конфликтности, социальных противоречий,
но сила духа, которая в силе верности дружбе
- такова, как мне кажется, парадигма  художника В.А. Артыкова,
достойная уважения.
Вот, такие полу-диссидентские разговоры шли в тот день на веранде у Марата. Буквально пару-тройку недель назад я вновь увидел Артыкова и напомнил ему о нашей встрече тогда в середине 70-х.  Жаль, что в его книге не нашлось места для Марата Дурдыева и вообще всей этой семьи, в составе которой были и советские дипломаты и государственные деятели.  Воспоминания о Марате все еще ждут своего мемуариста.  А какие блестящие воспоминания мог бы оставить после себя сам Марат, доживи он до наших дней. Было время он делился шутливо, что пишет роман "Зори над Парфией".

Я вспомнил обо всем этом потому, что считаю мемуары Владимира Андреевича примером для подражания в создании такого рода жанра для туркменской исторической литературы. А ведь мог бы и не написать, все у него есть: и  почет, и слава, и звания, и благополучие, и уважение, и ученики, и друзья. Но вот взял и сделал. Такие люди как Артыков рождаются неординарными, у них не только голова, но и  светлое динамично стучащее в двери душ окружающих сердце. Такие не могут жить вне работы, вне творчества, вне каждодневных переживаний настоящего и переосмысления прожитого.

Владимир Артыков и его
новая книга "Обнаженная модель".
Первая презентация книги состоялась
в Московском доме национальностей,
затем были презентации в городах
Белев, Таруса, Коломна.
Спасибо Владимиру Аннакулиевичу Артыкову за его книгу. Читается она запоем, потому что написана искренне, с тонким житейским юмором, не навязчиво, без пафоса, по-доброму, человеческим языком, с точной интонационной передачей своеобразия живой речи участников диалогов. Описания сделаны легкими мазками-слов, фраз, предложений, знакомых, памятных, близких, не напрягающих подтекстами и прочей заумью сложного сюжета, легко поднимают настроение читать и читать дальше.

Ну, откуда еще можно было узнать, что русофил и одновременно местный  патриот Алты Карлиев говорил на русском языке с сильным акцентом, что Олег Петрович Жаков в перерывах съемок "Утоление жажды" ловил по ведру рыбы каждый день своей заядлой рыбалки на Каракум-реке, что Ходжакули Нарлиева привязывали к днищу самолета веревками для съемок с воздуха, что Е.Моргунов на съемках не расставался с  пузырьком, а Г.Вицин был болезненным  вегетарианцем...

У Артыкова есть известная  картина  "Тарусский серебрянный шар искусств" (2010 г.), на которой переданы портреты десятков известных людей, с которыми сталкивала его творческая судьба. Новая книга художника нечто подобное по замыслу, только теперь перед нами не группа людей, а поток - полноводная река образов, лиц, ситуаций, событий, встреч, расставаний, диалогов.

На презентации своей книге 7 февраля, Владимир рассказал, что стал художником случайно. Взялся за кисть, написал картину, а ее возьми да и купи Третьяковская галерея. Так и с этой книгой. Никогда не был писателем, а вот взял перо и написал мемуары, которым уже сейчас стопроцентно уготована судьба бестселлера.

Правда, сегодня слово бестселлер уже устарело. Интернет переделал наш быт до неузнавамости, в нем  теперь нет прежних проблем, откройте личную страничку сайта художника  http://www.vladimir-artykov.narod.ru/pages/article/sk_ch_56.htm
и начинайте читать прямо сейчас сокращенную электронную версию книги нашего земляка.