Владимир Андреевич Артыков на презентации своей новой книги "Обнаженная модель" (Москва, 2012. - 492 с. Илл., фото) |
7 февраля с.г. в Москве в Доме славянской письменности прошла очередная (идущая с лета 2012 г.) презентация книги Владимира Аннакулиевича Артыкова "Обнаженная модель"
(издательство "Наш Изограф"). Живописец, художник-постановщик, режиссер-документалист... всех профессий и титулов ветерана советской, туркменской и русской культуры сразу и не перечислить. Он вице-президент Международной Академии творчества, академик-секретарь, руководитель Отделения Евразийского искусства МАТ, заслуженный деятель искусств Туркменистана и т.д. и т.п.
Наш земляк родился в в 1934 г. в Ташкенте, а в 1935 году оказался в Москве, "в кривых переулках старого Арбата". Но какова сила тяги к своему, туркменскому. Он возвращается в Ашхабад и заканчивает художественное училище им. Шота Руставели И в последующем оказывается тесно связанным по жизни и работе с родиной своих предков.
Картины В. Артыкова хранятся в Третьяковской галерее (например, "Комсомольская свадьба", 1978 г., "Каракумский канал - артерия дружбы народов СССР", 1982), в Музее искусств Туркменистана и России, Украины, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии. http://www.vladimir-artykov.narod.ru/pages/painting.htm
Владимир Анакулиевич (Андреевич) Артыков был художником постановщиком в фильмах "Утоление жажды, "Приключение Доврана", Тайна предков", "Ураган в долине, "Восход над Гангом", "Служа Отечеству", "Дезертир".
Обсуждение книги |
Книга будет очень полезна тем, кто мечтает посвятить себя кинематографу. И не только потому, что в ней рассказывается о жизни художников театра и кино, но и о том, как снимаются фильмы, что стоит за кадром, поясняются технические секреты киноискусства и специальные понятия, которых не найти в энциклопедиях и словарях по кинематографии.
Книга-мемуаров В.А.Артыкова сопровождена фотографиями из домашнего архива автора. Среди них фото отца, матери, родственников из семьи Б. Кербабаева (старшая сестра В. Артыкова, Евгения была супругой сына Б. Кербабаева - Бакы), ранее малоизвестная фотография учеников Куропаткинской школы садоводства, огородничества и шелководства, которую закончил отец художника Аннакули Артыков (позднее секретарь Ташаузского окружкома партии, постпред ТССР в Узбекистане, Москве, министр посвящения ТССР и т.д.), цветные иллюстрации наиболее известных полотен художника.
С В.А. Артыковым я встречался почти 40 лет назад. Это было дома у моего учителя этнолога Марата Дурдыева. Их финский домик в Ашхабаде примыкал к садику с таким же маленьким домиком известного туркменского и советского дипломата Клыча Кулиева, а далее, если пройти по узкой кирпичной тропинке, начинался дом Кербабаева. Я уже упоминал, что Артыков - родственник Кербабаева. На веранде у Марата было в этот день что-то вроде ужина с гостями. Там то я и увидел В.А. Артыкова. Был я тогда зеленным студентом (1970-е гг.) и конечно никто меня никому не представлял.
Я просто сидел как всегда рядом с малоразговорчивым (при гостях) Маратом. Тогда то я впервые услышал историю о великом художнике Эрнесте Неизвестном, который к этому уже успел поставить свой всемирно известным горельеф на партархиве в Ашхабаде. В.А.Артыков случайно встретился со скульптором где то на диком пляже Черного моря и тот рассказал им о себе и поделился с ним планами уехать заграницу из-за чинимых ему притеснений в Москве (Э. Неизвестный был участником знаменитого разгрома Н. Хрущевым художников-абстракционистов на выставке в Манеже). Кстати, в 2000 г. будучи в Нью-Йорке я попросил своего друга журналиста Володю Война организовать мне встречу с Э. Неизвестным. Володя, тут же на улице, полистал свою старую записную и побежал в автомат звонить. Но мастера не оказалось дома.
Я вспомнил обо всем этом потому, что считаю мемуары Владимира Андреевича примером для подражания в создании такого рода жанра для туркменской исторической литературы. А ведь мог бы и не написать, все у него есть: и почет, и слава, и звания, и благополучие, и уважение, и ученики, и друзья. Но вот взял и сделал. Такие люди как Артыков рождаются неординарными, у них не только голова, но и светлое динамично стучащее в двери душ окружающих сердце. Такие не могут жить вне работы, вне творчества, вне каждодневных переживаний настоящего и переосмысления прожитого.
Владимир Артыков и его новая книга "Обнаженная модель". Первая презентация книги состоялась в Московском доме национальностей, затем были презентации в городах Белев, Таруса, Коломна. |
Ну, откуда еще можно было узнать, что русофил и одновременно местный патриот Алты Карлиев говорил на русском языке с сильным акцентом, что Олег Петрович Жаков в перерывах съемок "Утоление жажды" ловил по ведру рыбы каждый день своей заядлой рыбалки на Каракум-реке, что Ходжакули Нарлиева привязывали к днищу самолета веревками для съемок с воздуха, что Е.Моргунов на съемках не расставался с пузырьком, а Г.Вицин был болезненным вегетарианцем...
У Артыкова есть известная картина "Тарусский серебрянный шар искусств" (2010 г.), на которой переданы портреты десятков известных людей, с которыми сталкивала его творческая судьба. Новая книга художника нечто подобное по замыслу, только теперь перед нами не группа людей, а поток - полноводная река образов, лиц, ситуаций, событий, встреч, расставаний, диалогов.
На презентации своей книге 7 февраля, Владимир рассказал, что стал художником случайно. Взялся за кисть, написал картину, а ее возьми да и купи Третьяковская галерея. Так и с этой книгой. Никогда не был писателем, а вот взял перо и написал мемуары, которым уже сейчас стопроцентно уготована судьба бестселлера.
Правда, сегодня слово бестселлер уже устарело. Интернет переделал наш быт до неузнавамости, в нем теперь нет прежних проблем, откройте личную страничку сайта художника http://www.vladimir-artykov.narod.ru/pages/article/sk_ch_56.htm
и начинайте читать прямо сейчас сокращенную электронную версию книги нашего земляка.