Мир теперь ждет новый виток геополитической напряженности с потенциально очень высокими ставками,
— написала в отчете Джейн Воли, старший валютный стратег Rabobank. — Напряженность и неопределенность, связанные с Украиной, уже оказали на рынки значительное воздействие».
Европейские индексы открылись резким снижением: британский FTSE 100 упал в самом начале торгов на 1,4%, французский CAC 40 — на 2%, немецкий DAX — на 2,4%. В последующие несколько часов индексы незначительно компенсировали падение, но потом падение возобновилось. К 20.00 мск эти индексы теряли уже 2,48 и 3,1% соответственно. К падению присоединился и американский рынок: индекс S&P 500 открылся снижением на 0,7%, к 20.00 мск терял 0,85%. Впрочем, индексы теряли значительно меньше российских (см. статью на стр. 10).
«Риски, которые инвесторы прежде всего сокращают, — это украинские и российские риски», — сказал The Wall Street Journal (WSJ) Пол Лэмберт, директор валютного отдела Insight Investment в Лондоне.
На Украине доходность 10-летних облигаций выросла более чем на 1 процентный пункт по сравнению с закрытием в пятницу: до 10,53%, но затем снизилась до 10,33%. Доходность же бондов с погашением в июне подскочила, по данным Tradeweb, на 17 п. п. до 43%. Курс украинской валюты снизился до 10,7 гривны за доллар; с начала года он упал уже на 30%.
«Эта неопределенность быстро не рассосется, — говорит Роб Дрийконинген, содиректор отдела долговых рынков развивающихся стран Neuberger Berman. — Перед Украиной стоят серьезные экономические проблемы: стагнация, переоцененная валюта, сокращающиеся валютные резервы, но, учитывая развитие событий, внимание нового правительства будет сосредоточено на взаимоотношениях с Россией, а не на устранении дисбалансов».
Потери понесли и другие рынки региона, а также акции компаний, бизнес которых сильно связан с Украиной и Россией. Рынок Польши упал на 3,3%, курс злотого к евро — на 0,9%. Из западных компаний, не менее 25% выручки получающих в России, акции шведской Oriflame Cosmetics к середине торгового дня рухнули на 4,7%, финского производителя шин Nokian — на 6,6%, нидерландской пивоваренной компании Carlsberg — на 5,8%, немецкого ритейлера Metro, российская «дочка» которого является одним из основных драйверов роста, — на 6,6%, перечисляет WSJ. На торгах в Лондоне акции горнодобывающей компании Ferrexpo, у которой есть активы на Украине, упали на 10%, а российской Evraz, которая также работает на Украине, — на 8,4%. Котировки «Магнита» и X5 Retail Group падают на 10-19%, только что начавшие торговаться после IPO GDR шестого по выручке российского ритейлера «Лента» подешевели почти на 10%. Акции австрийского Raiffeisenbank, который как раз сейчас продает свою украинскую «дочку» «Райффайзен банк Аваль», упали почти на 7%.
Инвесторы ищут убежища в традиционно безопасных активах. Доходность гособлигаций Германии выросла на 0,04 п. п. до 1,58%, Великобритании — на 0,06 п. п. до 2,66%. Курс евро к доллару снизился на 0,27% до $1,3765. Курс швейцарского франка к евро подскочил на 0,2% до самого высокого уровня более чем за год — 1,21 франка/евро. Цена нефти Brent подскочила на 2,5% до $111,8 за баррель, золота — на 1,7% до $1344,6 за унцию (это самый высокий уровень с октября). «Если ситуация не разрешится, это может спровоцировать более масштабные экономические проблемы в результате роста цен на нефть и газ, введения торговых санкций и общего роста напряженности в мире. Все это может угрожать хрупкому восстановлению мировой экономики», — написал в отчете Эдвард Мейр, аналитик нью-йоркской INTL FCStone.
Читайте далее: тут