Такие перспективы стали для Улюкаева даже поводом позавидовать экс-министру финансов Алексею Кудрину, который теперь мало за что отвечает в экономической политике, а значит, его потом не в чем будет и обвинить. Сам Кудрин прогнозирует по итогам года нулевой рост ВВП плюс-минус 0,5%. Правительство вынуждено придумывать особые меры преодоления нарастающего кризиса. Такими мерами, по мнению экспертов, могут стать пересмотр бюджетного правила, накачка экономики деньгами и стимулирование спроса вопреки борьбе с инфляцией.
Выступая в четверг на Биржевом форуме в Москве, министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что по итогам этого года отток капитала вполне может составить 100 млрд долл. И тогда рост ВВП замедлится до 0,6% в год, а инвестиции сократятся на 1,3%.
По расчетам МЭР, в 2014 году с точки зрения факторов производства нормальным был бы рост ВВП на 1,8–1,9%. Однако этот рост недостижим при рекордном оттоке капитала. По словам Улюкаева, если в первом квартале чистый отток капитала из страны достигнет 60 млрд долл., а в конце года приблизится к 100 млрд долл., тогда экономический рост замедлится до 0,6% в год.
Если же отток капитала составит 150 млрд долл., то случится экономический спад.
Днем ранее Всемирный банк обнародовал свой прогноз для России: отток капитала из РФ по итогам 2014 года установит исторический рекорд и составит 150 млрд долл., одновременно с этим – в случае неблагоприятного развития событий вокруг Крыма и санкций Запада – экономика РФ упадет на 1,8% (см. «НГ» от 27.03.14).
Экс-министр финансов, декан факультета свободных наук и искусств Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Кудрин полагает, что в 2014 году страна столкнется с экономическими шоками, сопоставимыми с кризисом 2008 года. «У нас такой шок уже был, сейчас будет шок поменьше, и это наша некая плата за то, что мы проводим самостоятельную внешнюю политику», – цитирует Кудрина РИА Новости.
По его прогнозам, в 2014 году «экономический рост будет около нуля, плюс-минус 0,5%». Напомним, после того как в 2008 году грянул мировой финансовый кризис, российская экономика по итогам 2009-го обвалилась сразу на 8%.
Кудрин добавил, что даже в мягкой форме санкции США и Евросоюза в отношении РФ могут отбросить процесс интеграции России в мировую экономику на два-три года назад.
Если же процесс интеграции будет заморожен по политическим причинам, это станет еще одним фактором экономического спада. Поэтому власти должны готовить инфраструктуру и экономику к моменту, когда санкции отменят. «Наша интеграция в мир нам дает удешевление инвестиций и поддерживает наш рост», – пояснил Кудрин.
Такие безрадостные перспективы стали для Алексея Улюкаева даже поводом позавидовать Алексею Кудрину, который, пересев из министерского кресла в профессорское, теперь почти ни на что не влияет, а значит, и не будет потом нести ответственность за непопулярные или ошибочные решения. «Сейчас лучше быть профессором, чем министром. Я вам завидую, Алексей Леонидович!» – пошутил на Биржевом форуме Улюкаев.
Действительно, нарастающий кризис вынуждает российское правительство придумывать особые меры по его преодолению. Например, в кулуарах форума Кудрин рассказал, что в правительстве на экспертном уровне обсуждался пересмотр бюджетного правила.
Финансовые власти гадают, за счет чего можно удержать страну от инвестиционного спада.
И пока что эксперты высказались против его пересмотра. Изменить бюджетное правило предлагал на пленарной сессии форума министр Алексей Улюкаев. Глава Минфина Антон Силуанов не поддержал коллегу.
Бюджетное правило предполагает, что расходы бюджета должны планироваться исходя из базовой цены на нефть, рассчитанной за последние несколько лет: для 2013 года – за последние пять лет. Ранее в бюджете учитывались текущие и прогнозные цены на нефть.
Бюджетное правило – это законодательно установленный способ ограничить расходы страны. Доходы, полученные сверх расчетной цены на нефть, должны накапливаться в Резервном фонде.
Обсуждаются и другие антикризисные меры. Днем ранее об управленческих ошибках правительства рассуждал глава РЖД Владимир Якунин. «То, что мы сегодня констатируем, – это можно назвать второй волной кризиса, потому что источники кризиса были выявлены неправильно. По крайней мере они были неправильно приняты к выработке управленческих решений», – цитирует Якунина «Прайм».
Правительство зря сделало ставку на постиндустриальную модель в ущерб развитию промышленности, считает Якунин. Наоборот, страна должна укреплять именно производственную базу, в том числе за счет инфраструктурных мегапроектов. В качестве примера для подражания Якунин привел проекты модернизации БАМа и Транссиба, финансируемые из Фонда национального благосостояния.
Экономисты уже зафиксировали признаки запуска в стране особого мобилизационно-кризисного режима, при котором основным инвестором становится государство и инвестирует оно прежде всего в оборонно-промышленный комплекс (см. «НГ» от 26.03.14).
Но, судя по всему, такой режим не поможет избежать экономического спада, когда отток капитала бьет рекорды. И власти, видимо, осознают, что им понадобится придумать какие-то еще антикризисные меры.
Опрошенные эксперты полагают, что сейчас, когда ключевые отрасли от строительства до розничной торговли переживают не лучшие времена, самым логичным шагом для правительства станет накачка экономики деньгами через льготное кредитование производителей и потребителей, стимулирование спроса и т.п.
«Логично было бы активизировать экономическую систему вливанием ликвидности. Причем сделать это нужно было еще в начале года, пока работал эффект «высокой» базы в промышленном производстве, – считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. – Сокращать бюджетные расходы некуда. Бюджет на 2014 год подписан с их минимальным ростом на 5%. И всю эту надбавку съест инфляция. Рациональнее, вероятно, заняться стимулированием внутреннего потребления, разогнав экономику сначала искусственным образом и выиграв тем самым время».
Правда, надо понимать, что накачка экономики деньгами обернется ускорением инфляции. Да и сама по себе эта мера – временная и локальная. «Она не поможет улучшить инвестиционный климат. Поэтому сейчас государству следует задуматься о стимулировании бизнеса внутри страны, – продолжает финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ltd Яна Трубникова. – В принципе какие-то шаги уже предпринимаются. Так, власти обещают предоставить налоговые льготы частному бизнесу, инвестирующему в Крым».
«В текущей ситуации рассчитывать, что частный сектор станет двигателем экономического роста, не приходится. Поэтому стимулом может стать только увеличение государственных расходов, – указывает управляющий активами Concern General Invest Владислав Метнев. – В целом стратегия поддержания экономического роста и низкого уровня безработицы предполагает рост уровня инфляции».
И, как замечает эксперт, в сложившихся условиях рост цен – это не самое страшное, что может произойти с экономикой.