"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, марта 04, 2014

Если Белоруссия раскололась примерно поровну на тех, кто за русских, и тех, кто за украинцев, за Майдан, то в Литве абсолютное большинство воспринимает Россию с неприятием.

04.03.2014, 21:13 | Денис Лавникевич (Минск)
В Литве смотрят на российско-украинский конфликт со страхом, опасаясь его распространения на весь регион.
И больше всего боятся жители Вильнюса, которые помнят про многочисленные оккупации города — российскую, немецкую, польскую, советскую.

Корреспондент «Газеты.Ru» почти всю минувшую неделю провел в Литве. Ехал в Вильнюс к друзьям отдохнуть, но вместо отдыха оказался буквально погружен в события вокруг и внутри Украины. В этом плане литовская столица ничуть не отличается от Минска или Варшавы: события в Киеве и Симферополе, перспективы Майдана и русско-украинской войны обсуждаются всеми, в том числе обывателями. Могу засвидетельствовать: когда шла прямая трансляция пресс-конференции Януковича в Ростове-на-Дону, Вильнюс буквально замер. У многих здесь не транслируются российские телеканалы — они смотрели интернет-трансляцию.

Отношение к происходящему у литовцев однозначное. Если Белоруссия раскололась примерно поровну на тех, кто за русских, и тех, кто за украинцев, за Майдан, то в Литве абсолютное большинство воспринимает Россию с неприятием. Причем в многонациональном Вильнюсе подобное отношение к Москве объединяет как литовцев, так и многочисленных здесь поляков и белорусов.

Буквально на второй день своей поездки я увидел в центре Вильнюса, на улице, большую очередь.


Глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач — одна из критиков Александра Лукашенко, призвавшая к бойкоту осенних парламентских выборов... →
Зрелище необычное для пресыщенной предложением всего на свете столицы европейской страны. Оказалось, это литовцы сдают кровь для раненых защитников Майдана. А на следующий день на одной из улочек Старого города на моих глазах публика забросала банками из-под пива двух уличных музыкантов: эта пара неосмотрительно решила спеть песни Виктора Цоя.

«Посмотрите, Евросоюз реально ничего не делает, чтобы защитить Украину от русских! Да, Украина не входит в ЕС, а мы, литовцы, входим, — темпераментно говорил мне таксист Юозас. — Но что толку — кто начнет третью мировую из-за страны с населением 3,7 млн человек? В 2004 году, присоединяясь к ЕС и одновременно вступая в НАТО, мы думали, что все изменится…».

В самом деле сегодня литовцы примеряют на себя происходящие в Крыму события. На всех уровнях — от студентов в уличном кафе до чиновников кабинета министров.

Один из сотрудников МИД Литовской Республики, попросивший не называть его имени, рассказал корреспонденту «Газеты.Ru»: «У нас еще в конце января всех из отпусков отозвали. Постоянные совещания – внутри министерства, с другими министерствами, с коллегами из стран Европы. Пишем порой по две-три аналитические записки в день. Главные темы — противостояние России и Украины, позиция Польши, позиция Белоруссии, перспективы для региональной политики и экономики и так далее. Сейчас вот Владимир Макей приехал (министр иностранных дел Белоруссии, провел несколько дней в Вильнюсе. — «Газета.Ru»), так с ним встречались, обсуждали все то же самое». Кстати, посол Литвы в России Ренатас Норкус уже отозван в Вильнюс для консультаций.

Известный белорусский политик Ольга Карач проводит в Вильнюсе значительную часть времени, периодами живет здесь из-за преследований властями на родине. Корреспонденту «Газеты.Ru» она рассказала при встрече, что шокирована происходящим в Крыму. «Люди даже еще не до конца поняли, что произошло. Кто-то себя утешает тем, что это еще ничего не значит, кто-то гневается и призывает ЕС к ответным адекватным действиям. Но есть тревога и тяжелое чувство, потому что для многих это сигнал…».

Посмотрев на украинские события, белорусские власти решили серьезно расширить свои полномочия в преддверии череды выборов в стране. Политики... →
Словоохотливая русская барменша в маленьком вильнюсском кафе, где я в утреннее время оказался единственным посетителем, рассказала, что она и ее близкие каждый вечер смотрят по телевизору репортажи из Киева и сравнивают происходящее с событиями в Вильнюсе в 1991 году — митинги, баррикады, бронетранспортеры на улицах, стреляющие силовики, десятки убитых мирных жителей. «У нас баррикады возле парламента до 1994 года стояли неразобранные — такое сильное потрясение было», — посетовала она.

Однако проводить параллели между Крымом и Вильнюсом все же не совсем корректно.

Правильнее воспринимать Вильнюс и весь Виленский край как своего рода восточноевропейский Иерусалим – ведь этот город считают исторически своим сразу три нации. И все они имеют в литовской столице свои «форпосты» – деловые, культурные, религиозные.

Для белорусов Вильнюс (Вильня) — древняя столица предтечи нынешней Белоруссии, Великого Княжества Литовского – средневекового государства, населенного преимущественно славянами, предками сегодняшних белорусов и украинцев. В Вильне жил и работал первый славянский первопечатник – белорус Франциск Скарына (Иван Федоров был его учеником), именно в Вильнюсе и сегодня находится древняя икона — защитница Белоруссии — Матерь Божья Востробрамская, равно почитаемая католиками и православными.

В 1569 году, в условиях тяжелой войны с Московией, Великое Княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в конфедерацию – Речь Посполитую. Вильня стала одной из двух столиц нового государства, польское влияние в ней начало быстро расти. В 1795 году после третьего раздела Речи Посполитой Вильнюс вместе с Виленским краем стал территорией Российской империи. В 1918 году Вильнюс стал столицей Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики. Но уже в 1919-м город заняли поляки – и Вильнюс принадлежал Польше до 1939 года, когда его захватили советские войска (в рамках Пакта Молотова-Риббентроппа).

Только в 1944 году Вильнюс окончательно утвердился как столица Литовской ССР.

В Литве люди не просто помнят обо всем этом, они с этим живут, в каждый момент деля окружающих на «своих» и «не очень своих», – хотя до откровенной враждебности, как в Иерусалиме, дело доходит редко. Но даже костелы в Вильнюсе негласно делятся на «литовские», «польские» и «белорусские» – то есть предпочитаемые верующими из определенных этнических групп. А на улицах Старого Города вперемешку звучит литовская, польская, белорусская, русская и английская речь. Есть в Литве даже отдельная польская политическая партия – она называется «Избирательная акция поляков Литвы».

«Мы здесь очень боимся экспансии из Польши и Белоруссии. Не военной, конечно, но все равно экспансии, – с сильным акцентом, порой с трудом подбирая русские слова, рассказывала мне литовка Даня, эксперт салона красоты на Ратушной площади Вильнюса. – Польша намного богаче Литвы, поляки здесь просто покупают все, что хотят. Польский бизнес понемногу вытесняет национальный литовский. А из Белоруссии в Вильнюс едет молодежь. Они здесь учатся, женятся, устраиваются на работу. И понемногу ассимилируют местных. Ведь ни поляки, ни белорусы не воспринимают Вильнюс как иностранный город. По выходным на улицах большинство машин – с польскими и белорусскими номерами. И коренным литовцам все это очень не нравится».

«Конечно, сейчас всех в Литве беспокоит конфликт между Россией и Украиной. Беспокоит потому, что он может разрушить мирную жизнь во всем восточноевропейском регионе. А мы только-только начали реально выходить из экономического кризиса, – говорит Ионас Будрайтис, журналист литовского телеканала LNK. – Но это, так сказать, сегодняшний страх. Если войны не будет, то скоро все наладится. А вот проблема Вильнюса как города трех наций – это проблема долгосрочная. С ней жить и нам, и нашим детям и внукам. Не дай Бог, тут станет как в Иерусалиме, когда город начнут делить… Это пострашнее любой войны в Крыму будет».