Италмаз Нурыев – туркменский поэт
«Чтобы сад большой любить», надо иметь сердце поэта и обладать умом мудреца. Слова, взятые эпиграфом этой главы, были написаны И.Нурыевым по другому поводу, но сила этих слов в том и состоит, что они выражают мысли и чувства поэта, который был сыном своего народа и одновременно – гражданином вселенной. Как известно, не каждому дано так мыслить и так чувствовать. Оказалось, что не всем понравилось, что в связи с подготовкой к юбилею А.С.Пушкина впервые за много лет состоялись гастроли в провинции театра, носящего его имя. Что в школах, в библиотеках, на театральной сцене и на площади у его памятника зазвучали бессмертные стихи, как это было в прошлые десятилетия. Кому-то показалось это диссонансом той тональности, которую задавал официальный пропагандистский камертон.
Иначе как можно расценить, появление буквально накануне 50-летия со дня одного из самых катастрофических в мировой истории стихийных бедствий – ашхабадского землетрясения 1948 года в газете «Нейтральный Туркменистан» статьи, в которой утверждалось, что «люди, посланные из Москвы на помощь, извлекали из случившегося личную выгоду, занимались мародёрством»? Автором статьи на целый разворот, был пресс-секретарь президента К.Баллыев. Печатные и электронные СМИ Туркменистана растиражировали его измышления, будто бы после этой трагедии «…преодолевать трудности туркменскому народу пришлось самому»; Москва, на которую «наш народ возлагал большие надежды», осталась, де, равнодушной к его бедам; «пришлось рассчитывать только на собственные силы» и т.п.
Так написать мог только ослеплённый злобой человек. Ведь озлоблённое сердце питается ненавистью. Как не понимал автор – журналист опытный, что тем самым он оскорбляет память жертв землетрясения, память миллионов людей Советского Союза, оказавших бескорыстную помощь туркменскому народу? Он поступил как тот вандал, который со злобой, бездумно разрушает памятник прошлого. Но в данном случае разрушению подверглась память сердца, память чувств сострадания и милосердия. Ради сомнительных политических целей это было сделано. Тем самым обществу посылался
54.
сигнал, в каком ключе необходимо трактовать отношения с Москвой. Но справедлива народная мудрость – «у лжи короткие ноги». В стихотворении Рената Исмаилова есть подходящие к этому случаю слова:
«Ложь – всегда унижение Души,
Своей ли, чужой…
На свете есть одна лишь Правда,
Всё остальное – ложь».
Достойно сожаления, что не последовало никакой реакции на предложения посольства в связи с годовщиной землетрясения дать в российских СМИ серию материалов о той помощи, которая была оказана союзными республиками пострадавшей Туркмении. Многие ашхабадцы во время встреч с сотрудниками посольства выражали своё возмущение по поводу чудовищно лживой публикации К.Баллыева. Но опубликовать опровержения никто не решался. Полезную идею в беседе со мной высказал ведущий сотрудник института истории Георгий Гайкович Меликов – подготовить книгу, которая на основе подлинных документов опровергала бы измышления автора статьи. Спустя несколько лет эта идея была реализована: в Москве издана книга «Трагедия и подвиг Ашхабада». С её страниц оставшиеся в живых свидетели страшной катастрофы рассказывают о мужестве и стойкости жителей столицы Туркменистана в те полные страданий дни и ночи, о поистине беспрецедентной по масштабам помощи, оказанной пострадавшим людьми разных национальностей, об огромной работе по ликвидации последствий землетрясения. Книга стала результатом творческого взаимодействия ашхабадцев Георгия Меликова и Анатолия Бялькина (составителя), москвичей – сотрудников издательства «Фонд имени И.Д.Сытина» и его редактора Владимира Десятерика, а также спонсоров: Региональной общественной организации по изучению и развитию отечественной культуры «Общее дело», Федерации мира и согласия и Саратовской губернской торгово-промышленной палаты. В ней впервые собраны в единое целое документы и материалы, в хронологическом порядке рассказывающие о жертвах подземной стихии и душевной красоте и щедрости многих тысяч людей, распахнувших свои сердца навстречу тем, кто оказался в беде.
Как утверждают учёные, чудовищная энергия этого землетрясения была эквивалентна тысяче ядерных бомб, сброшенных на Хиросиму. Сила толчков в Ашхабаде и его окрестностях достигала десяти баллов. Под руинами зданий оказались заживо погребёнными десятки тысяч жителей. В экстремальных условиях – в полной темноте (катастрофа произошла в ночь на 6 октября), задыхаясь от едкой пыли, рискуя жизнью, оставшиеся в живых, бросились спасать оказавшихся под развалинами. В книге приводятся волнующие примеры самоотверженного, поистине героического поведения горожан, спасших немало человеческих жизней.
55.
Утром 6 октября в телефонном разговоре с первым секретарём ЦК КП Туркменистана Ш.Батыровым секретарь ЦК ВКП(б) Г.Маленков сообщил о создании Союзной правительственной комиссии по ликвидации последствий землетрясения и оказанию неотложной помощи пострадавшему населению Туркменистана. В течение нескольких дней были приняты специальные постановления Совета Министров СССР, которые обязывали все профильные министерства принять неотложные меры по ликвидации последствий землетрясения, оказанию помощи пострадавшим и восстановлению Ашхабада, Ашхабадского и Геоктепинского районов. Страна, обескровленная жестокой войной, сразу же откликнулась на беду туркменистанцев, их боль и горе разделили люди всех республик. Со всех концов непрерывным потоком поступали продукты питания, медикаменты, строительные материалы, одежда, оборудование и техника. Грузы в Ашхабад днём и ночью бесперебойно доставлялись самолётами, поездами и сотнями автомашин. Только за два дня – 8 и 9 октября поступило 18 вагонов хлеба, 54 вагона муки и круп, 99 вагонов другого продовольствия. Самолётами было доставлено около 10 тонн консервов, большие партии чая, какао, сухого молока и других продуктов.
Совет Министров СССР выделил в распоряжение правительства республики 10 миллионов рублей для выдачи единовременных пособий особо нуждающимся и 15 миллионов рублей для организации бесплатного питания в больницах, госпиталях и в сети столовых. В течение двух недель жители города и пострадавших районов бесплатно получали продовольствие, медикаменты, одежду, обувь и предметы первой необходимости.
Для оказания помощи раненым из Москвы, Ташкента, Алма-Аты, Баку, Фрунзе (Бишкека) и других городов прибыло более 1000 квалифицированных врачей и медицинских работников. В соседних республиках принимали раненых и детей-сирот, где им оказывалась необходимая медицинская помощь, их окружали вниманием и заботой. Из Москвы и Ленинграда поступала донорская кровь и плазма. Только за один день – 11 октября - Ленинградский городской отдел здравоохранения отправил в Ашхабад 180 литров консервированной крови и стандартной сыворотки.
Академик Д.В.Наливкин, оказавшийся в ту страшную ночь в Ашхабаде и уцелевший по счастливому стечению обстоятельств, вспоминал много лет спустя: «После землетрясения город оказался беззащитным. Милиция исчезла… Те, кто спал в домах и казармах, были раздавлены или ранены… Телефонная станция не работала. Телеграф разрушен. На железнодорожной станции хаос. Железнодорожный вокзал – груда обломков… Аэродрома нет… Большой город – столицу республики – будто отрезало от окружающего мира… К счастью, единственное, что почти не пострадало, это автомобили… Они стояли под открытым небом. Они и послужили в первое время главным видом связи… Итак, связь с окружающим миром была восстановлена, и в Ашхабад со всех сторон по железной дороге, самолётами, машинами двинулись на помощь эшелоны с войсками, медицинскими отрядами, продовольствием. Первые из них прибыли в город уже к середине дня. Поражающая изоляция первых часов была разорвана».
56.
Утром 6 октября в Ашхабад прибыл командующий Туркестанским военным округом генерал армии Иван Ефимович Петров. Он известен читателю по замечательной книге Владимира Карпова «Полководец», повествующей о жизни и боевой судьбе этого выдающегося военоначальника, Героя Советского Союза, одержавшего немало блестящих побед над гитлеровскими фашистами. И.Петров – герой обороны Одессы, Севастополя и битвы за Кавказ, отличился в боях во время Берлинской и Пражской операций.
С целью наведения порядка в городе он приказал обеспечить его внешнее оцепление воинскими частями, организовать круглосуточное патрулирование всех улиц и ввести пропускной режим. Принятые меры оказались более чем актуальными. По свидетельству Д.В.Наливкина, как только шоковое состояние прошло, появились любители лёгкой наживы. В ашхабадской тюрьме сидели две бандитские шайки, только что пойманные. Через образовавшийся от землетрясения пролом бандиты покинули здание тюрьмы и бросились за оружием в развалившийся милицейский участок. Завладев оружием, в их руки попал даже пулемёт, и формой милиционеров, они начали громить магазины. Они решили вечером, под покровом темноты, поживиться на развалинах Госбанка. Однако там уже стояла воинская часть. Командовал ею сын генерала И.Е.Петрова – гвардии подполковник Юрий Иванович Петров. Это был боевой офицер, прошедший всю войну. Бандиты открыли ураганный огонь и с дикими криками бросились на стоявших в оцеплении воинов. Стрельба длилась около двух часов, подоспевшие воинские подразделения разогнали бандитов. Но в этом бою погиб Юрий Петров, исполняя свой воинский и гражданский долг, защищая народное достояние. Армейские патрули быстро пресекли попытки оставшихся в живых грабителей поживиться за чужой счёт.
Горе генерала И.Е.Петрова было непереносимым. К боли от гибели безвинных жертв землетрясения и страданий тех, кто остался в живых, прибавилась нестерпимая боль от гибели единственного сына – его гордости и надежды. В минуты особого отчаяния, когда казалось, что жизнь потеряла всякий смысл, у него, прошедшего самую страшную войну, появлялась предательская мысль: «пистолет к виску – и разом покончить со всем этим ужасом». Только круглосуточная работа, в которую он ушёл с головой, по преодолению последствий землетрясения, временами отвлекала его от сдавливающей сердце печали и исполненных невыносимой тоски переживаний.
В короткое время, благодаря помощи армейских частей, удалось очистить город от руин, наладить нормальное снабжение горожан всем необходимым и быстрыми темпами приступить к возведению жилья и социальных объектов. Для восстановления города 6 февраля 1949 года из союзного бюджета специальным постановлением были выделены огромные по тем временам ассигнования – 1200 миллионов рублей и необходимые материально-технические ресурсы.
57.
Пронзительный роман «Землетрясение» написал об этих событиях хорошо известный в России и Туркменистане писатель Лазарь Викторович Карелин. В нём с документальной точностью воспроизведена ашхабадская трагедия. Вспоминая пережитое в те трагические дни, он писал через сорок лет: «Ашхабад – это особенный город. Его не увенчали Золотой Звездой Героя – и напрасно! Но он именно и есть Город-Герой». Поднявшийся из руин город стал ещё краше. В нём были возведены сейсмостойкие здания, архитектурный облик которых отражает культурно-эстетические традиции туркменского народа.
В последние десятилетия он буквально преобразился, став одним из самых дивных на Востоке городов. Монументально-архитектурный комплекс «Жертвам землетрясения 1948 года в Ашхабаде», воздвигнутый на центральной площади, - это не только памятник погибшим, это и символ возрождённой жизни, созидательного духа народа и великой силы гуманизма и милосердия всех людей, кто помогал выстоять в трагические дни и возродить новый город. Скульпторы (Б.Аннамурадов, А.Гараев, С.Бабаев) сумели в аллегорической форме выразить неукротимость земной стихии образом мифического быка, поддерживающего рогами земной шар, но одновременно как бы и подбрасывающего его, словно пушинку. В динамике фигуры быка, являющегося на Востоке символом силы и могущества, передано внутреннее напряжение всей композиции. В образовавшуюся бездну в центре земного шара проваливаются люди, а над бездной возносится фигура Матери с ребёнком на руках, спасая его от стихии. Под монументом находится музей, экспозиция которого повествует о твёрдости человеческого духа, братской солидарности, взаимопомощи и возрождённой жизни. Ашхабад стал городом, всем своим обликом наглядно демонстрирующим, как расцветает творчество людей, в том числе и архитектурное, без всеохватывающих скреп далёкого и зачастую безразличного к национальным интересам и национальной эстетике центра.
А. Марущенко |
Небезынтересным будет заглянуть в историю этого древнего, окутанного легендами города. По мнению учёных, предгорья Копетдага, где расположен Ашхабад, были заселены человеком с незапамятных времён. Археологи А.А.Марущенко и В.А.Ранов в середине прошлого столетия обнаружили в русле реки Ашхабадки кремневый нуклеус, который служил орудием человека каменной эпохи. Проведённые исследования позволили А.А.Марущенко сделать вывод о том, что город находится на месте древнейшего поселения первобытных людей. Природно-климатические условия позволяли человеку издревле возделывать здесь пшеницу и ячмень, садовые и технические культуры. Еще в двадцатых годах XX века академик Н.И.Вавилов утверждал, что Туркменистан был родиной пшеницы, в частности, белой пшеницы (ак бугдая).
Во времена Ахеменидов (VI – IV вв. до н.э.) здесь стали использовать так называемое кяризное (колодезное) орошение, что значительно повысило устойчивость урожаев сельскохозяйственных культур и их производительность. К эпохе Ахеменидов туркменский историк Овез Гундогдыев, автор книги «Ашхабад – город божественного
58.
Арсага», относит крепость Ак-депе на юго-западе Ашхабада (в Кеши), городище Ясы-депе на северо- западе города, а также ряд других древних памятников. На этом основании он делает вывод, что крепости, находившиеся на территории города и в его окрестностях (Анау, Джайтун, Овадан-депе и др.), являются предвестниками Ашхабада. Фрагменты керамических изделий, найденных во время раскопок городищ и крепостей на территории нынешнего Ашхабада,- пишет учёный, - позволяют точно установить их датировку – VI - V вв. до н. э.
Особое значение это поселение приобретает в парфянскую эпоху (III век до новой эры – III век новой эры). Парфия упоминается в священной книге зароастризма «Авесте». Столицей этого государства становится Ниса, развалины которой сегодня находятся в непосредственной близости от Ашхабада. Парфия входила в состав государства Ахеменидов как самостоятельная провинция, а затем была частью державы Селевкидов, созданной Селевком – полководцем Александра Македонского. Видимо, именно в этот период сюда проникает эллинская культура, которая со временем становится преобладающей. Около 250 г. до новой эры правители Парфии объявляют себя независимыми. Однако вскоре страну завоёвывают кочевые племена – парны, которые возглавляли братья Аршак и Тиридат. Именно с этого периода начинается исчисление одного из самых могущественных государств древнего мира. Аршак провозгласил себя царём, став основателем династии Аршакидов. Селевкиды неоднократно предпринимали попытки восстановить своё господство. Но Парфия не только сохранила свою независимость, но в союзе с кочевыми племенами начала продвижение на запад, подчиняя одну за другой провинции на территории Ирана. В период правления Митридата I (171-138 гг. до новой эры), когда парфяне достигают на западе Месопотамии, Парфия становится мировой державой. Начинается длительное и полное драматизма римско – парфянское противоборство.
Аршакиды, решив утвердиться в новых владениях, перенесли столицу в Ктезифон на Евфрате. Прямое военное столкновение, говоря современным языком, между супердержавами античного периода произошло в 50-х годах до новой эры, когда утвердившие свою власть в Риме триумвиры Цезарь, Помпей и Красс решили навсегда покончить с грозным соперником. При разделе сфер влияния Крассу достались восточные провинции империи. Возомнив себя вторым Александром Великим, Красс бросил на разгром парфян всю свою армию. Но парфянская кавалерия нанесла сокрушительное поражение римлянам. Погибли Красс и его сын, возглавлявший один из отрядов. Голова Красса по традициям того периода торжественно была доставлена парфянскому царю, наслаждавшемуся в это время греческой трагедией в театре. Остатки армии попали в плен. Около десяти тысяч пленных римлян поселили в далёкой Маргиане, которая входила тогда в состав Парфянского царства.
Эгоцентричный Запад не любит рассказывать об этих событиях. Им не посвящают ни литературных, ни кинематографических произведений. Не потому ли, что Парфия навсегда похоронила агрессивные притязания Рима, пытавшегося подчинить себе весь
59.
цивилизованный мир того периода, и тем самым выполнила свою историческую миссию? А ведь сколько захватывающих сюжетов в этом противоборстве, полном драматизма и одновременно беззаветного героизма, коварства, преданности и любви?! Эти сюжеты могли бы служить серьёзным предостережением всем, кто желает поживиться за чужой счёт. А также тем, кто, считает себя богоизбранным или находящимся на более высокой цивилизационной ступени и хотел бы прибрать к своим рукам богатство и земли других народов.
Благодаря раскопкам, проведённым выдающимся учёным-востоковедом М.Е.Массоном в Старой Нисе, установлено, что здесь находились дворцовые здания, храмовые комплексы, царская сокровищница, многочисленные хранилища и склады. Найденные источники свидетельствуют, что подлинное название этой царской резиденции было Михрдаткирт (крепость Митридата).
М.Е. Массон |
Сегодня это – излюбленное место для посещения туристами. Я любил в свободное время бродить по развалинам этой крепости, пытаясь мысленно представить, как здесь протекала жизнь более чем две тысячи лет назад, как выглядели дворцы и храмы, чем были заняты люди, находившиеся в них, услышать голос далёкого прошлого.
Большой неожиданностью для меня было увидеть в Национальном музее в Ашхабаде в разделе парфянского периода артефакты из золота и серебра: ритоны и ритуальные кубки, чаши и различной формы сосуды, браслеты и серьги, - как две капли воды, похожие на аналогичные изделия фракийского ювелирного искусства, виденные мною в музеях Софии и Варны. Безусловно, это – убедительное доказательство оживлённых взаимосвязей различных этносов и локальных цивилизаций античного мира. Любуясь удивительным, филигранным великолепием произведений древних мастеров, я невольно подумал, как похожи эстетические вкусы людей, проживавших в разных землях, которые разделяли многие тысячи километров и у которых непохожие исторические судьбы.
Каких высот в своём культурном развитии могло бы достигнуть человечество, если бы свою творческую энергию оно направляло не на совершенствование средств поражения себе подобных, не на войну и противоборство, а на созидание и развитие культуры?! Когда, наконец, учёные расшифруют ген агрессивности в человеке и найдут лекарство, чтобы вылечить его от этого недуга, преследующего человека на протяжении всей его истории?! Сколько веков отделяет нас от того времени, когда искусные мастера создавали эти шедевры, но мы и сегодня наслаждаемся их потрясающей красотой! Поистине – жизнь коротка, а искусство вечно (ars longa, vita brevis – лат.).
Через Ашхабад и прилегающие к нему земли проходил Великий Шёлковый путь, слава об этом городе и его жителях распространилась по всему древнему миру. Этот город играл важную роль и во времена Средневековья. В течение VII – начале XI вв. Ашхабад был в составе Арабского халифата, феодальных образований Тахиридов, Саманидов и Газневидов. С 1035 г. по 1157 г. эти земли принадлежали Сельджукскому государству,
60.
а позднее - вплоть до 1220 года – государству куняургенских туркмен. Монгольское завоевание, подобно смерчу, пронеслось по цветущим туркменским землям. Пятнадцать дней мужественно сражались защитники крепости Нисы. О.Гундогдыев приводит свидетельства уроженца Нисы Мухаммеда ан-Несеви: «…И сколько было пролитой крови, разорванных покровов, детей, убитых и брошенных у груди своих погибших матерей! Количество убитых из числа жителей Нисы и тех, кто находился здесь из чужестранцев и подданных её округа, было семьдесят тысяч».
После монгольского завоевания города и поселения в районе Ашхабада, как и на всей туркменской земле, долгое время оставались разрушенными, были прерваны хозяйственные связи, последовала эпоха опустошений и смут. В конце XVIII века Ниса прекратила своё существование, на её месте возникает селение Багир. Центр хозяйственной жизни этого района перемещается в Ашхабад. По свидетельству историков, его жители вели оживлённую торговлю с соседними государствами Персией и Хивой.
Новая эпоха в развитии города наступает с момента вступления в него царских войск в январе 1881 года. Ашхабад становится административным центром образованной Закаспийской области. В короткое время на южной окраине города строится так называемая офицерская слобода, на западе возникает торгово-ремесленный квартал с магазинами, рынками, караван-сараями, а на севере – железнодорожная станция и рабочий посёлок, появляются учреждения образования и культуры. Важное значение для развития города и всего Туркменистана имела железнодорожная магистраль, связавшая его с другими российскими регионами.
В советский период в городе создаются промышленные предприятия, растёт его численность, застраиваются новые районы, асфальтируются улицы, проводится благоустройство его территории. Сразу после Великой Отечественной войны намечаются новые планы промышленного и жилищного развития города. Однако их осуществлению помешало катастрофическое землетрясение 1948 года. За короткое время, благодаря помощи всей страны, словно птица Феникс из пепла, город вновь возникает из руин. В центре Ашхабада появилось много новых красивых административных зданий, театры, университет, институты, школы и объекты здравоохранения. Но, как правило, из-за опасений землетрясений они были двух или трёхэтажными. В жилых районах строятся преимущественно однотипные, похожие на спичечные коробки, крупнопанельные дома – «образцы советской архитектуры, одинаковые от Калининграда до Анадыря».
После обретения независимости Туркменистаном президент С.Ниязов ставит задачу коренной перестройки столицы нового государства, учитывающей критерии национальной эстетики в архитектуре города. Как сказал мне один из вице-премьеров, «когда не надо было ездить в Москву, чтобы утверждать в Госплане количество ножниц в каждой парикмахерской, повсюду открылись новые творческие возможности». Это
61.
наглядно проявилось и в архитектурном облике Ашхабада. Сегодня город не узнать тем, кто в нём не был более десятилетия. Ашхабад превратился в беломраморную жемчужину, которую украшают оригинальные произведения национального зодчества в сочетании с передовыми достижениями мировой строительной техники. Роскошные дворцы и фешенебельные гостиницы, театры и музеи, мечети и монументы, здания банков и бизнес центров, неповторимой архитектуры жилищные комплексы и тенистые парки с многочисленными фонтанами, - всё это сегодняшний Ашхабад – гордость каждого туркменистанца.
Ежегодно в городе появляются новые прекрасные сооружения, прокладываются первоклассные магистрали, реконструируются объекты инфраструктуры, высаживаются цветы, плодовые и декоративные деревья, превращая его в сказочный город-сад.
И вновь возникают в памяти мудрые поэтические слова Италмаза:
«Любите этот сад,
Однако, на грядки,
На части его не делите,
Не делите на листья и цветы,
На ветви и отростки не делите».
Перемены, происходившие во внешнем облике туркменской столицы, по свидетельству коренных ашхабадцев, с каждым годом всё заметнее контрастировали с изменениями в духовной атмосфере города. Из интернационального по составу населения он всё более превращался в мононациональный с заметным понижением культурного статуса и интеллигентности его жителей.
Продолжение
Начало