"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

понедельник, апреля 14, 2014

Анатолий Щелкунов. Глава 6. Воспоминания российского посла в Туркменистане

ПОСЛУШНА МНЕ,  СИЛЬНА  МОЯ  ДЕРЖАВА; В  НЕЙ СЧАСТИЕ, В НЕЙ  ЧЕСТЬ  МОЯ  И  СЛАВА! Я  ЦАРСТВУЮ…

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь»



   Усилия, предпринимаемые посольством в 1998 году по преодолению негативных тенденций в развитии российско–туркменских отношений, не сразу дали положительные результаты.

Оглядываясь мысленно назад, думаю, что это был самый сложный период в двусторонних отношениях. О причинах, которые были связаны с упущениями российской стороны, мы говорили в предыдущих главах. Что касается официального Ашхабада, то в его политике на российском направлении явственно проступал субъективизм президента, окрашенный в эмоциональные оценки Туркменбаши тех или иных явлений и событий. По нашим наблюдениям, в тот период он использовал любой пропагандистский повод, чтобы выставить политику России в невыгодном свете. К сожалению, поводов добавляла и российская пресса. В наших электронных и печатных СМИ в ту пору часто публиковались материалы о политических процессах в Туркменистане в резко критическом ключе. Многие возникшие на волне перемен печатные издания, а также молодые неопытные в международной журналистике корреспонденты, стремясь поскорее утвердиться в этой сфере, нередко выступали с такими материалами, которые не столько отражали истинное положение дел и содержали анализ конкретных политических процессов в их сложной противоречивости, сколько представляли собой набор фактов откровенного очернительства. Их авторы явно имели представление о свободе прессы как о вседозволенности, поэтому не очень задумывались над тем, какой вред их публикации могут нанести межгосударственным отношениям. Главным для них было утвердить своё журналистское ego и потешить своё самолюбие тем, что они «могут свободно рассуждать о высокой политике и критиковать представителей высших эшелонов власти». Издания в
                                                                                                                                                                     63.
первую очередь заботились не о своей респектабельности, а о прибыльности, которую напрямую связывали с сенсационной подачей материалов. Вот так «дикий капитализм» проявил своё «звериное» лицо и в журналистике.

         Приходится признать, что и реакция Туркменбаши на такие публикации была, как правило, обострённой и, можно даже сказать, неадекватной. Из разговоров с ним на эту тему мне становилось ясно, что он не может себе представить, что пресса в России не управляется властью. По всей видимости, ситуацию в нашей стране в этом плане он экстраполировал на положение дел у себя. Поэтому всякая критическая статья о Туркменистане в наших печатных органах им воспринималась как позиция российских властей. Мои попытки объяснить, что это далеко не так, что сегодня в отличие от советского периода у нас пресса обладает необходимой свободой и это закреплено законодательно, не давали нужного эффекта.

    Отчасти, как представляется, такой настрой российской печати служил источником его негативных, чаще всего эмоциональных, оценок российских реалий, высказываемых им во время встреч с дипломатическим корпусом. Действительно отчасти. Постепенно я пришёл к убеждению, что антироссийскую риторику Туркменбаши использовал как фактор укрепления своей личной власти, как один из принципов строительства нового государства. Вряд ли такой многоопытный политик, как он, не понимал, что подобная линия президента в реальной политической практике оборачивается созданием новой государственной идеологии и новым мировоззрением в обществе. Кое-кто из учёных, не столь приверженных исторической истине, сколь желающих засвидетельствовать своё подобострастие властям, где только возможно стали подчёркивать негативные стороны периода проживания наших народов в едином государстве. В школьных и вузовских учебниках это время стало именоваться не иначе как оккупационным.

    Политологи, вероятно, найдут ответы на вопросы: почему в большинстве новых государств на постсоветском пространстве в идеологии и политике возобладали такие тенденции?

Почему многие из этих государств основным внешнеполитическим азимутом, несмотря на имеющиеся позитивные моменты в рамках СНГ, выбрали дистанцирование от России?

    Не приходится сомневаться, что в определённой степени это – результат усилий заокеанских «доброжелателей», которые давно и изощрённо работали на этом направлении. Но надо объективно оценивать эти явления и видеть недостатки сугубо российского происхождения. С нашей точки зрения, их немало. Есть те, корни которых уходят в прошлое. Но значительно число тех, которые порождены внутренней и внешней политикой доморощенных «либералов». Не могли вызвать авторитета и уважения у наших ближайших соседей и друзей действия псевдолибералов, приведших страну к середине 1998 года на грань экономической катастрофы. Всем в России и за её пределами были очевидны набирающие скорость разрушительные процессы так называемой «шоковой либерализации», осуществлённой  Е.Гайдаром и его
                                                                                                                                                                      64.
приспешниками. Падение производства, резкое обнищание населения, закрытие во многих городах структурообразующих предприятий и как следствие – массовая   безработица, накапливающиеся долги по заработной плате и непрекращающиеся забастовки, развал сельскохозяйственного производства усугублялись вывозом капитала на Запад в огромных масштабах, где он оседал на счетах кучки так называемых олигархов и коррумпированных чиновников. Финансовая система страны оказалась буквально перед пропастью. Проводимая преступными методами приватизация, при осуществлении которой был запущен всеразъедающий вирус коррупции, довольно быстро поразил общественные структуры по всем осям координат. Всё это – российская  действительность того периода.

     Благодаря огромным усилиям Е.М.Примакова, ставшего Председателем Правительства, и его соратников удалось спасти нашу страну от неминуемого экономического краха. И вызывает удивление, почему по прошествии более двадцати лет с того периода, когда члены гайдаровской команды с лихостью большевиков организовали грабительскую приватизацию, превратив самую богатую ресурсами страну в руины, а основную часть самого высокообразованного в мире населения – в  люмпенов,  эти люди, вместо того, чтобы покаяться и публично принести всему народу свои извинения, пытаются задним числом оправдать свои действия? В этой связи сильнее, чем А.С.Пушкин в «Борисе Годунове» не скажешь: «…Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!»

    К чести Туркменбаши следует признать, что он не последовал путём псевдолибералов, хотя «советчиков» было более чем достаточно. Не удалось его заманить, несмотря на многократные попытки, и в липкие сети Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Не раздал он, как Ельцин «щедрой рукой» за народный счёт своим приближённым, богатства недр страны, предприятия энергетического комплекса и основные инфраструктурные объекты. Их использование и составляет основу тех достижений, которых добился народ Туркменистана за годы своей независимости. Основное внимание экономического развития страны было направлено на создание современной нефтехимической и лёгкой промышленности, подъём сельскохозяйственного производства и коренной реконструкции инфраструктуры.

     К концу 90-х годов в основном удалось преодолеть неблагоприятные исходные условия для экономики страны в связи с разрывом прежних экономических связей внутри народнохозяйственного комплекса Советского Союза и её однобокой специализацией. Сохраняя главенствующую роль государства в экономической жизни, С.Ниязов сделал упор на создание современной базы для перерабатывающей промышленности и развития высокопродуктивного агропромышленного производства. Нет оснований утверждать, что изначально туркменское руководство сформулировало четкую и научно обоснованную концепцию о роли государства в переходный период. Но то, что постепенно сформировалась своя собственная модель государственной системы, в этом, на наш взгляд, сомневаться не приходится. Не будем поддаваться соблазну оценивать её со знаком плюс или со знаком минус, как это часто можно встретить в прессе или у иных
                                                                                                                                                                      65.
политологов (будто им одним известна высшая истина), а попытаемся разобраться, как развивался в стране политико-экономический процесс в тот период.

     Используемые методы и инструменты регулирования при этом не были свободны от того наследства, которое проистекало от централизованной командно-административной советской системы. Они пронизывали и организационно-структурную сферу, и производственно-технологические взаимосвязи, и психологические стандарты на различных уровнях управления. Избрав эволюционный путь реформирования общества, С.Ниязов с помощью активной роли государства демпфировал социальные последствия преобразований, а в определённой степени и компенсировал неэффективность возникших рыночных институтов. Одним из решающих факторов управления были силовые структуры. При их содействии лидер государства на первых порах смог обеспечить общественную стабильность и не допустить межплеменных конфликтов и уберечь страну от экстремизма, жертвами которого стали многие жизни в соседних государствах.

   В течение первого постсоветского десятилетия лидер молодого туркменского государства авторитарными методами стремился преодолеть глубокий социально-экономический кризис, в котором оказалась его страна после развала союзной державы. Необходимо было справиться со спадом промышленного производства, резким сокращением добычи газа и нефти, нарушением устоявшихся связей между производителями и потребителями, кризисом кредитно-денежной системы, однобокой специализацией и низкой продуктивностью сельского хозяйства, неразвитостью внешнеэкономической инфраструктуры и фактическим отсутствием внешнеэкономических и торговых партнёров и т.п.

    Начиная с 1993 года, запускается поэтапный процесс приватизации. Продажи подлежали предприятия сферы услуг, розничной торговли и общественного питания, а также небольшие предприятия по выпуску товаров народного потребления, строительных материалов и по переработке сельскохозяйственной продукции. Надо признать, что установленные меджлисом (парламентом) приоритеты, сроки и масштабы приватизации не были выполнены в полном объёме. Государственный бюджет не получил предусмотренных поступлений от продажи приватизационных объектов. Тем не менее, с 1997 года наблюдалось оживление внутренней торговли, увеличение числа рабочих мест на предприятиях промышленности, общественного питания и бытового обслуживания, ускорение оборота денежной массы. Растёт объём налоговых, таможенных и иных платежей.

    Настрой тогдашних российских деловых кругов использовать природный энергетический потенциал Туркменистана по-советски, т.е. по заниженным ценам, и переживаемый нашей экономикой глубокий кризис, оставили его лидеру довольно узкое пространство для политического маневра. (По оценкам независимых экспертов, Туркменистан в 1990 г. за счёт заниженных цен на газ фактически субсидировал другие
                                                                                                                                                                      66.
советские республики в размере 9,3 % своего ВВП). Во многом эти две причины и предопределили его внешнеполитические ориентиры, о которых говорилось в предыдущих главах.

        В связи с тем, что традиционные потребители туркменских энергоносителей (хозяйствующие субъекты Украины), которые были основным источником валютных поступлений, оказывались зачастую неплатежеспособными, руководство страны широковещательно заявляет, что критерием выбора зарубежных партнёров будет исключительно экономическая выгода, а не политическая конъюнктура. Для привлечения инвестиций извне проводится активная внешняя политика с усиленным информационно-пропагандистским обеспечением, главным элементом которого было наличие огромных запасов энергетического сырья.

   Проведённые мероприятия позволили добиться определённых позитивных перемен в отраслевой структуре экономики. В составе ВВП возросла доля промышленности – с 32 % в 1999 году до 38 % в 2000 году (данные международных институтов). Этот прирост достигнут главным образом за счёт развития нефтегазового сектора. На его долю приходилось 60 % всего объёма произведённой продукции в сфере промышленного производства. С привлечением иностранных компаний велось строительство новых газокомпрессорных станций и новых линий газопроводов. Ранее мы рассказывали о развитии нефтегазовой отрасли и её проблемах.

   Помимо энергетического комплекса под неослабным вниманием Туркменбаши была текстильная промышленность. Особые преференции в развитии этой отрасли имел турецкий капитал. В 2000 году руководители дипломатических миссий были приглашены президентом на церемонию ввода в эксплуатацию крупнейшего текстильного комплекса «Туркменбаши текстиль комплекси» с законченным технологическим циклом. В нём производится пряжа высоких сортов, ткани, трикотажные полотна и высококачественные готовые изделия разнообразной номенклатуры. Предприятие выпускает свыше 25 различных видов тканей и широкий ассортимент готовой продукции на сумму, превышающую 70 млн. долларов США в год.

   Вскоре после посещения текстильного комплекса у меня состоялась встреча с вице-премьером и министром текстильной промышленности Джамал Геокленовой. Она меня встретила очень любезно. С удовольствием рассказывала о достижениях в своей отрасли, которая находилась на подъёме. Если ранее в страну завозились трикотажные товары, то в настоящее время они экспортируются в семнадцать стран мира.

      - Введение в строй нового комплекса, – сказала  Геокленова, – позволит увеличить объём производимой продукции предприятиями лёгкой промышленности в течение двух лет на 24 %.  Производство трикотажного полотна вырастет на 60 %, тканей – на 20 %.  Министр подчеркнула, что тонковолокнистый хлопок, который выращивается в стране, успешно конкурирует на мировом рынке с производимым хлопком в Египте, Турции,
                                                                                                                                                                      67.
Индии и других странах. Благодаря новым предприятиям в Туркменистане перерабатывается более 30 % хлопка, вместо 3 %, как это было до обретения независимости. В ближайшее время планируется построить ещё один крупный текстильный комплекс, на котором будут трудиться не менее трёх тысяч человек.

      - Это, как Вы понимаете, - продолжила она с уверенностью в голосе, - наряду с экономическими проблемами, решает и многие социальные вопросы, в частности – проблему занятости населения. Новый комплекс будет вырабатывать около 40 млн. квадратных метров сурового полотна и около 70 млн. квадратных метров крашенных хлопчатобумажных тканей. На предприятии будет производиться почти 20 млн. штук готовых швейных изделий. Предстоит также реконструировать Ашхабадскую шёлкомотальную фабрику. Предполагается довести производство шёлка-сырца до 260 тонн в год.

    Мы обсудили пути улучшения российско-туркменского сотрудничества, в том числе за счёт использования возможностей субъектов Российской Федерации: Сибирских регионов, Татарстана, Свердловской области и Санкт-Петербурга. Министр оставила у меня впечатление человека доброжелательного, энергичного, прекрасно знающего положение дел в своей отрасли, имеющего солидную экономическую подготовку и нацеленного на развитие партнёрских торгово-экономических отношений с нашей страной. Уже после моего отъезда из Ашхабада я узнал, что она непосредственно стала заниматься этими вопросами, став советником посольства в Москве.

   Несомненных успехов удалось добиться и в сельском хозяйстве, доля которого в общем объёме ВВП составила 20 %. К концу 90-х годов страна, по словам С.Ниязова, полностью обеспечивала себя продовольственным зерном, которое раньше завозилось. Туркменбаши часто подчеркивал это обстоятельство в своих беседах с дипломатами и зарубежными делегациями.

     Вспоминается один эпизод. На встрече с руководителями дипломатических миссий он, обращаясь к послу Украины Вадиму Прокопьевичу Чупруну, задаёт ему вопрос:

   - Скажите, почему Украина, обладая самым лучшим в мире чернозёмом, развитым сельскохозяйственным производством, вынуждена в последние годы закупать зерно? Ведь Туркменистан с его климатом, песчаными землями, дефицитом воды добился того, что обеспечивает себя сам.

   В зале повисла тяжёлая пауза. Все присутствующие почувствовали, что вопрос был крайне неудобен.

   -  Ну, Вы же знаете,… Сапармурат Атаевич, - сдержанно ответил Чупрун, не произнеся более ни слова. Я-то понимал Вадима Прокопьевича, понимал то положение, в котором он оказался. Когда стыдно и горько за своих правителей, послу лучше промолчать.

                                                                                                                                                                    68.
На туркменских полях с каждым годом появлялось всё больше новой высокопроизводительной техники, включая тракторы и комбайны крупнейших американских машиностроительных корпораций «Кейс» и «Джон Дир», а также хорошо зарекомендовавшие себя в условиях Центральной Азии тракторы «Беларусь». По оценкам экспертов, за 90-е годы в аграрный сектор было инвестировано около четырёх миллиардов долларов США. Это позволило обеспечить увеличение объёма сельскохозяйственной продукции в 2002 году по сравнению с предыдущим годом на 15,5%.

   Заметны достижения в строительной индустрии и сооружении новых автомагистралей. В Ашхабаде возникли новые жилые кварталы. Под постоянным контролем главы государства находилось строительство индивидуальных высотных домов повышенной комфортабельности и улучшенной планировки. Заказчиками их строительства являются министерства и ведомства, а также хякимлик (муниципалитет) столицы. Продумана социальная и технологическая инфраструктура новостроек, которые располагают автономными системами отопления, водо – и энергоснабжения. На первых этажах высотных домов, обычно, имеются магазины, детские сады и объекты бытового обслуживания. Кстати, за счёт бюджета в стране покрываются расходы по бесплатному обеспечению населения газом, водой и электричеством. Понимая, что для приобретения квартир в таких домах у основной массы населения недостаточно личных сбережений, власти пошли на установление следующего порядка: сотрудники соответствующих министерств и ведомств, которые строят эти дома, оплачивают половину стоимости жилья в течение 15 лет по ипотечным кредитам. Примерно треть квартир жители столицы покупают за полную стоимость через биржу недвижимости. Обращает на себя внимание, что сооружение наиболее престижных зданий административного, культурного и культового назначения, как правило, осуществляет французская фирма «Буиг Батиман», а жилые дома и некоторые гостиницы строят турецкие фирмы.

    Если вспомнить, что в строящихся домах в Москве, да и в других российских городах цены на квартиры просто заоблачные, а наша ипотека уже давно стала предметом острот участников клубов весёлых и находчивых, то невольно задумываешься над вопросом: почему бы нашим властям – законодательной и исполнительной – не позаимствовать опыт ближайшего соседа? Не перенять что-то полезное, чтобы не стояли высотки годами с потухшими окнами, пока не раскупят в них квартиры те, у кого их и так несколько, или приехавшие из ближнего зарубежья такие же толстосумы. Почему бы не разработать масштабную программу строительства индивидуальных благоустроенных домов по всей России, используя практику их возведения в краткие сроки для погорельцев после страшных пожаров во многих российских регионах летом 2010 года? Предусмотреть при этом соответствующую социально-бытовую инфраструктуру, в том числе для массового занятия спортом. Чтобы в XXI веке многие миллионы людей нашей страны переселились, наконец, из трущоб и развалюх, без элементарных удобств, в нормальное жильё. А для того чтобы можно было без мучений и нервотрёпок добираться до этих и других
                                                                                                                                                                    69.
поселений, принять другую программу по строительству магистралей и дорог, отвечающих современным требованиям. Это помогло бы также решить социальные, межнациональные и многие другие проблемы нашей внутренней жизни. Вне всяких сомнений, пользы от этого было бы для народа российского намного больше, чем от проведения различных международных олимпиад и чемпионатов. При всей их значимости они могли бы и подождать пару десятилетий. Да и в мире резонанс от успешного осуществления этих программ был бы, наверняка, не меньше, а, возможно, и больше, чем от любых зрелищных, во многом помпезных и эфемерных мероприятий. Конечно, найдутся те, кто сразу же возразит этой мысли, выдвинет множество аргументов, что, дескать, после олимпиад и чемпионатов останутся многие крупные спортивные сооружения. Это – правда. Но всё-таки лучше было бы сначала помочь миллионам людей своей страны обустроить жизнь, что, кстати, отвечало бы великому завету великого Солженицына о «сбережении народа».

    Строительство современных скоростных автодорог – это также был один из приоритетов экономической политики туркменского руководства. Была начата коренная реконструкция основных автотрасс от Ашхабада до Туркменбаши, от Ашхабада через Кара-Кумы до Дашогуза и от Ашхабада до Мары и далее до Туркменабада (бывший Чарджоу). Для транзитного транспорта была построена объездная автомагистраль Ашхабад – Геоктепе, проходящая на некотором расстоянии от столицы. Все они сооружались в соответствии с технологическими требованиями, предъявляемыми к автобанам первой категории: широкие проезжие части с каждой стороны и разделительные полосы.

   Мне доставляло большое удовольствие во время посещений велаятских (областных) центров ездить по этим дорогам, включив в автомашине cruise control, любуясь проносящимися мимо пейзажами, переменчивыми и таинственными, словно за горизонтом находятся какие-то волшебные города сказочной архитектуры.

    Важное значение в совершенствовании транспортной инфраструктуры придаётся развитию её авиационной и железнодорожной составляющей. В начале 1994 года в столице построен новый международный аэропорт, через четыре года здесь вводится в строй новая взлётно-посадочная полоса, позволяющая принимать самые тяжёлые воздушные лайнеры. Авиационный парк пополнился новейшими «Боингами».

   Ускоренными темпами шло обновление железнодорожной сети. Были построены новые участки железной дороги в расчёте на то, чтобы Туркменистан стал важным звеном транспортной структуры «Север – Юг», «Запад – Восток». По ней  могут идти транзитные международные грузы, принося казне дополнительную прибыль. Велось строительство нового железнодорожного моста через реку Амударью. Сооружалась транскаракумская стальная магистраль Ашхабад – Дашогуз, в столице завершалась реконструкция завода по ремонту тепловозов.
                                                                                                                                                                      70.
      За период 1990-1998 годов в национальную экономику для создания современной инфраструктуры, по оценкам международных экспертов, было инвестировано около 18 млрд. долларов США, из которых 7 млрд. – в промышленность. 4 млрд. – в аграрный сектор.
      Для более полного представления об экономическом развитии страны посмотрим на состояние экспорта и импорта. Объём экспорта в 2001 году достиг 2, 620 млрд. долларов.

Наиболее крупными партнёрами были Украина (46 %), Италия (18 %), Иран (11 %), Россия (6 %) и Турция (5%). Всего же туркменская продукция экспортировалась в 57 стран мира. В общем объёме экспорта 57 % занимал природный газ, 26 % - нефть и нефтепродукты.

 Отмечается рост поставок хлопчатобумажных тканей (на 15 %), ковров и ковровых изделий (в 1,5 раза), одежды (в 1,3 раза), овощей (в 1,4раза), технического углерода (в 1,5 раза).
    Объём импорта в том же году составил 2,349 млрд. долларов. По сравнению с предыдущим годом он вырос на 32 %. Среди крупнейших импортёров остаётся Россия (17 %), Украина (11 %), США (9 %) и Германия (8 %).  В товарной структуре импорта преобладают поставки оборудования, транспортных средств, сырьё и материалы. Остальную часть составляют фармацевтические и потребительские товары.

    Конечно, чрезмерная концентрация в руках одного президента всей внутриполитической и экономической жизни привела к издержкам другого порядка. В стремлении закрепить собственное положение как руководителя государства, который принял на себя весь груз ответственности за жизнеспособность, преобразования и подъём экономики и социальной сферы, С.Ниязов провозглашает новый курс, опирающийся, как он утверждает, на историческую и национальную специфику. Вряд ли способствовала оживлению экономической жизни страны чрезмерно жёсткая централизация инвестиционной политики, когда вместо поддержки местных предпринимателей приоритет отдавался иностранным, преимущественно турецким фирмам. Выдвинув лозунг «два государства – одна нация», С.Ниязов открывает перед Анкарой исключительно широкие политико-экономические возможности, которые она успешно использует для эскалации своего влияния в стране и регионе в целом.

    С большим огорчением рассказывали мне туркменские предприниматели, что они в своей стране оказываются в неравных конкурентных условиях. Благодаря привилегиям, предоставленным президентом турецким бизнесменам, последние получают преференции при налогообложении, выдаче кредитов, аренде недвижимости и т. д. Хотя между двумя странами нет межгосударственного соглашения о двойном гражданстве, тем не мене тысячи турок становятся обладателями туркменских паспортов. С.Ниязов назначил в некоторые министерства турецких граждан в качестве заместителей министров с предоставлением им особых полномочий. Этими полномочиями, по словам туркменистанцев, турки не преминули воспользоваться, и в реальной жизни стали оказывать содействие турецкому бизнесу в вытеснении туркменских компаний из
                                                                                                                                                                     71.
выгодных сфер производственной и торговой деятельности. Огромные средства расходовались не по назначению за консультативные услуги, предоставляемые некоторыми турецкими предпринимателями, а также при привлечении иностранных инвестиций без надлежащего технико-экономического обоснования отдельных инвестиционных проектов. Это создавало питательную среду для роста коррупции, которая, как трясина втягивала в себя всё новые жертвы, мешая нормальному функционированию экономики и дальнейшему развитию предпринимательской деятельности. В небольшой по масштабам стране очень быстро распространяется информация о том, что процветают только те бизнес структуры, владельцы которых связаны родственными или деловыми контактами с ближайшим окружением президента.     Огромные средства уходили на возведение помпезных объектов монументальной архитектуры с целью возвеличивания и увековечения личности Туркменбаши.

   Постепенно стали явственно проступать серьёзные недостатки в аграрной политике. Волюнтаристский стиль руководства сельским хозяйством, как и другими отраслями, привёл к тому, что ради благоприятных отчётов перед центром руководители на местах шли на фальсификацию отчётности. Объёмы урожая, о которых докладывалось по итогам страды, сильно отличались от реально собранного. Об этом не раз заявлял сам президент, признавая, что повсеместно отсутствует заинтересованность и хозяйственное отношение к земле, нерационально используется дорогостоящая импортная техника. И действительно, высокопроизводительные трактора и комбайны, поставляемые из США, требуют квалифицированного обслуживания, которого при отсутствии соответствующей разветвлённой по всей стране сети механизированных центров и большой номенклатуры запасных частей обеспечить не удавалось. Это нередко приводило к тому, что из-за небольшой поломки дорогостоящая техника не использовалась и ржавела. Погоня за валом, как это было присуще и советской экономике, вместо серьёзных структурных перемен в аграрном секторе, не позволила добиться запланированной «продовольственной независимости». На внутренний рынок Туркменистан вынужден был по-прежнему импортировать муку, мясо, рыбу, рис, сухое молоко, растительное масло из России, Казахстана, Украины и ряда других стран.

   Не получила должного развития финансово-кредитная система. По существу сохранился советский принцип сильного административного давления при распределении финансовых ресурсов и прибыли предприятий. Административные и налоговые органы, поражённые коррупцией, сдерживали развитие малого и среднего бизнеса, которые могли бы стать источником повышения материального благосостояния народа. Своеобразно решались вопросы валютного регулирования. Свободная конвертация иностранной валюты была запрещена. Но, как и во всех постсоветских государствах, доллар имел широкое хождение в стране. На чёрном рынке его стоимость в четыре раза превышала официальный курс. Результатом этого стало возникновение нелегального оборота долларов, что повлекло возникновение криминальных структур, которые через своих «менял» получали значительные объёмы ликвидности, выводя её из реальной
                                                                                                                                                                     72.
экономической сферы в теневую и подрывая устойчивость финансовой системы государства.
    Серьёзным сдерживающим фактором социально-экономического развития было то, что значительные финансовые активы были выведены во внебюджетные государственные фонды. Главным образом они были связаны с доходами от экспорта нефти и нефтепродуктов, газа и электроэнергии, каракуля и хлопка и проходили отдельно от официального бюджета. Все средства этих фондов находились под прямым контролем Туркменбаши и, безусловно, были мощным рычагом укрепления режима личной власти, режима, довольно быстро эволюционирующего во власть безграничную.

      Представители научной элиты в доверительных беседах высказывали мнение, что проведение в октябре 1993 года через парламент официального решения о титуле С.Ниязова Туркменбаши (Глава всех туркмен) имело целью закрепить в сознании всего населения страны не только исключительность его личных заслуг.  Прежде всего, целью этой акции было стремление его и близкого к нему окружения придать легитимность племенному гегемонизму на долгие годы, обеспечив тем самым внутриполитическую стабильность с учётом клановой структуры туркменского общества. Логичным продолжением этого шага стала организация  его избрания пожизненным президентом.  В своих руках Туркменбаши довольно быстро, при сохранении видимости демократии, сконцентрировал всю полноту власти. Прерогативы президентских полномочий дополнялись полномочиями главы Кабинета министров, руководителя Народного собрания (Халк Маслахаты), председателя Совета старейшин, председателя Демократической партии, Верховного главнокомандующего, председателя Совета обороны и Национальной безопасности, начальника Гражданской обороны.

    Нельзя, однако, исключать, что в специфических условиях Туркменистана это обстоятельство в определённой мере и на определённом историческом этапе, когда государство только начало формироваться, воспрепятствовало возникновению альтернативных центров власти и развитию центробежных тенденций в обществе.      Впрочем, если внимательно посмотреть, как развиваются процессы государственного строительства в других постсоветских странах центрально-азиатского региона, а события последних лет показывают, что не только этого региона, то можно увидеть в этом плане немало схожих тенденций.

    Исторический опыт, в том числе и нашей страны, доказывает, что чрезмерная концентрация власти одним человеком неминуемо ведёт к извращениям и деформациям в обществе. Глубоко справедлива мысль о том, что «абсолютная власть развращает абсолютно». Ближайшее окружение С.Ниязова, боясь показаться нелояльным президенту, начинает по всякому поводу подчёркивать его величие и исключительность.

    Поучительно признание в этом смысле А.И.Микояна, когда он объяснял, почему лично он включился в процесс возвеличивания Сталина. Если не хвалить Сталина, писал он, это
                                                                                                                                                                     73.
воспримут так, будто ты против него. Наблюдаемая мною практика в Туркменистане в очередной раз подтвердила это. Как заклинание, каждый выступавший на любом мероприятии повторял кондовые фразы об исключительных заслугах президента. Со временем эти фразы становились всё изощрённее. Особые заслуги в создании и развитии культа Туркменбаши принадлежат средствам массовой информации. Именно газеты, радио и телевидение становятся основным рупором новых идеологем, призванных убедить население в величии лидера государства, гениальности проводимого им политического курса. На пороге нового тысячелетия провозглашается лозунг о начале эпохи «Золотого века туркмен». Обращает на себя внимание то, что сама по себе эта формула однозначно указывает на этнократический характер концепции государства по-ниязовски.

      В этих условиях силовые структуры государства превращаются в репрессивные органы, подавляя всякое свободомыслие. Период перераспределения собственности после развала советской экономики создал благоприятные возможности для обогащения людей, находившихся в непосредственной близости к центру власти и материальным ресурсам.

   Это стало источником коррупции и обогащения многих чиновников. Поэтому излюбленным приёмом избавления от неугодных людей становится обвинение их в коррупции. В любом обществе борьба с коррупцией – дело правильное и справедливое и всегда поддерживаемое широкими слоями населения. Но Туркменбаши превратил его в средство укрепления своей власти, своеобразный конвейер по устранению нежелательных чиновников и бизнесменов. Такое возможно только тогда, когда в правоприменительной  практике попирается закон и правоохранительные органы превращаются в «карательный меч» в руках главы государства.

    В 2000 году со своих постов снимается ряд вице-примьеров и  других членов правительства. Периодически Туркменбаши даёт понять своему окружению, что он располагает компрометирующими материалами и на других высших чиновников. Атмосфера страха, словно паралич, сковывает общество, лишает творческой активности его передовых деятелей.

Руководители некоторых дипломатических миссий, ссылаясь на доверительные контакты, делились своими озабоченностями в связи с тем, что, подобно существовавшей в советский период практике борьбы с инакомыслием, в Туркменистане  недовольных политикой С.Ниязова арестовывают под криминальным предлогом (предварительно подбрасывая  жертве наркотики) или  их направляют в психиатрические лечебницы. Несогласные с тоталитарным режимом, по возможности, стремятся покинуть страну и получить право на постоянное проживание в Швеции, Норвегии, США, Великобритании и других странах. Некоторые источники утверждают, что только в России проживает около 200 тысяч мигрантов из Туркменистана, из которых каждый пятнадцатый является этническим туркменом.
 
                                                                                                                                                                      74.
    Во время моего пребывания в Варне в качестве генерального консула Российской Федерации мне пришлось столкнуться с отголосками карательной практики Туркменбаши. В наше генеральное консульство обратился российский гражданин туркменского происхождения, в прошлом один из крупных финансовых чиновников в Ашхабаде, что его пытаются подвергнуть экстрадиции по запросу туркменских властей через Интерпол. По его словам, мотивом запроса являлось его сотрудничество с международными правозащитными организациями. Российскому посольству и нашему  генеральному консульству в тесном контакте с болгарскими властями удалось не допустить экстрадиции и неминуемой расправы над человеком.


   Судя по всему, тоталитаризм как форма правления обладает каким-то внутренним законом дальнейшей эскалации ужесточения режима. Стальным обручем охватывает он всё общество и, словно удав, сжимает его всё сильнее и сильнее, пресекая любые попытки сопротивления. Всякий намёк на несогласие с существующим порядком воспринимается властями как покушение на их законные прерогативы. Устанавливаются новые ограничения, для оправдания которых выдвигаются порой весьма сомнительные мотивы.

    Понимая, что в условиях глобализации сведения о репрессиях быстро распространяются в международном информационном поле, а несогласные с режимом могут покинуть Туркменистан и выехать в другие страны, С.Ниязов предпринимает жёсткие меры, направленные на ограничение свободы передвижения туркменских граждан и уменьшение числа иностранцев, посещающих Туркменистан. В начале июня 1999 года  в одностороннем порядке Туркменистан вводит визовый режим для граждан постсоветских республик. Мотивом выхода из бишкекского соглашения 1992 года между странами СНГ о безвизовом режиме, по версии туркменских властей, была необходимость создания своего рода барьера для проникновения в страну «преступников и политических экстремистов». Со временем ужесточается и практика выдачи виз. В середине 2000 года утверждается новое положение о въезде и выезде из Туркменистана иностранных граждан. Оно предусматривало выдачу приглашений на посещение страны только министерством иностранных дел Туркменистана. Был создан специальный компьютерный центр по учёту въезжающих в страну иностранцев. Введённый порядок значительно осложнил возможность российским гражданам, имеющим родственников или знакомых в Туркменистане, посещать эту страну. В наше посольство поступала информация о том, что некоторые желающие в соответствии с установленным порядком  оформить приглашения своим родственникам или знакомым вызывались в комитет национальной безопасности (КНБ), где им  «настоятельно рекомендовали не делать этого». Лица с двойным российско-туркменским гражданством, имевшие российские загранпаспорта, могли беспрепятственно выезжать из страны и въезжать в неё. Однако у пограничных властей были специальные списки граждан, которые могли это делать только с разрешения КНБ. Для наших соотечественников, не имевших двойного гражданства, новый порядок разрешительных виз при необходимости поездок в страны
                                                                                                                                                                      75.
СНГ создал дополнительные трудности в осуществлении родственных, дружеских, деловых, научных и творческих контактов. Все эти меры привели к тому, что население Туркменистана оказалось в состоянии полной изоляции от остального мира.

   На информационную изоляцию были направлены ограничения в печати и издательском деле. В Туркменистан не поступают печатные издания и периодика из других стран, в том числе и из России. Все электронные и печатные СМИ не могут выйти за пределы информационных клише и шаблонов, которые определяются единственным государственным информационным агентством, бывшим республиканским филиалом ТАСС. Подача любого материала возможна только при соответствии заданным критериям. На русском языке выходит только одна газета «Нейтральный Туркменистан», являющаяся официозом. Другим изданиям не разрешено давать свои материалы и интерпретации событий, происходящих в стране, отличные от того, как они поданы официозом.

      Учредителем всех средств массовой информации является президент. Частных изданий в стране не существует. Для издания книг необходимо получить лицензию, которую выдают только тем, кто славословит президента. Авторы, не восхваляющие в своих произведениях лидера государства, пишут, как в советское время диссиденты, «в стол».  С выходом в свет книги «Рухнама» в 2001 году, автором которой является Туркменбаши, вся идеологическая деятельность концентрируется на восхвалении этого произведения. Подробнее об этой книге будет рассказано в последующих главах.

   Серьёзные деформации произошли в системе науки и образования. Наука перестаёт быть фактором экономического развития и технического прогресса. Фактически прекращается  деятельность Академии наук, учёные степени присуждаются только с разрешения президента (как будто он является самым квалифицированным специалистом во всех областях научного знания в стране). Нарушены существовавшие в советский период прочные творческие связи туркменских учёных со своими коллегами в России и других республиках. Практически недоступной для туркменских учёных становится научная литература других стран.

     Среднее образование сокращено с 11 до 9 лет, что крайне негативно отразилось на его качестве и создало проблемы для выпускников школ при поступлении в высшие учебные заведения за границей. После проведённой реформы деградировала высшая школа. В разы сокращёно число поступающих в вузы. Поступление стало возможным только после двух лет работы. Главным критерием при этом стала сдача экзамена по книге «Рухнама». Учебный цикл в высшей школе был разделён на два года учёбы и два года работы по специальности. Весь образовательный процесс был подчинён идеологическому зомбированию в духе верности идеям Туркменбаши.

   Когда задумываешься над последствиями всего комплекса мер, направленных на ограничение прав и свобод населения страны, то невольно всплывает в памяти легенда о «манкурте», созданная творческим гением Чингиза Айтматова в его романе «И дольше
                                                                                                                                                                      76.
века длится день» («Буранный полустанок»). В угоду своему непомерному честолюбию и гипертрофированному властолюбию Туркменбаши, подобно Сталину, Мао Цзэдуну и Ким ИР Сену, готов был превратить народ своей страны в «манкуртов», лишённых исторической памяти и выпадающих из общего цивилизационного процесса.

   Как известно, в соответствии с нормами международного права, дипломат не может вмешиваться во внутренние дела государства своей аккредитации. Его судьба – работать с тем руководством страны, которое находится у власти.  Поэтому нужно было находить формы и методы взаимодействия с Туркменбаши, которые в максимальной степени содействовали развитию российско-туркменских отношений. На это и была направлена деятельность нашего посольства в Ашхабаде.  


Продолжение


Начало