"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
четверг, апреля 17, 2014
Ааннексия Крыма сопровождалась действиями, символизирующими некое советское возрождение
17 апреля 2014 г.
Кэтрин Хилле | Financial Times
Путин: великий российский пропагандист
"Я больше не живу в завоеванной стране", - восхищенно написала консервативная журналистка Ульяна Скойбеда в колонке о возвращении Крыма в состав России. "Да это не Крым вернулся. Это мы вернулись. Домой. В СССР", - радовалась она.
Действительно, аннексия Крыма сопровождалась действиями, символизирующими некое советское возрождение, пишет в The Financial Times Кэтрин Хилле. Так, в марте этого года Путин объявил о возрождении движения "Готов к труду и обороне" - программы участия студентов, служащих и рабочих в общенациональных спортивных состязаниях. Вскоре после этого правительство пообещало вернуть построенной при Сталине Выставке достижений народного хозяйства было величие.
Ряд наблюдателей отмахивается от подобных проявлений как от символических уступок ностальгии, распространенной в обществе. "Однако недавние изменения выходят за границы ностальгии. Национализм теперь - мощная составляющая советского возрождения. И критики опасаются его отчетливо зловещих оттенков", - говорится в статье.
"По моему мнению, мы уже несколько лет наблюдаем то, что можно назвать нацификацией элиты", - цитирует автор статьи Игоря Яковенко, бывшего секретаря Союза журналистов России.
Сторонники Путина называют обвинения в фашизме преувеличениями. Указывая на победу коммуниста Анатолия Локотя на выборах мэра Новосибирска, один из советников Кремля утверждает, что президент продолжит курс на либерализацию политической системы. Первыми признаками были избрание оппозиционного кандидата Евгения Ройзмана на пост мэра Екатеринбурга и допуск Алексея Навального на выборы столичного градоначальника.
Однако некоторые прокремлевские политологи признают, что Путин закручивает гайки. "Он убежден, что Запад поведет себя в России так же, как на Украине, и в конечном итоге попытается его сместить", - рассказал журналистке близкий к Кремлю политконсультант Сергей Марков.
"Поэтому все ресурсы, не только политики, но и неправительственные организации, некоторые СМИ и ключевые игроки должны быть консолидированы", - считает политолог. По словам Маркова, гарантировать массовую поддержку Путина призвана новая идеология, работа над которой идет полным ходом: "Пока еще точно не ясно, какой она будет, но, может быть, что-то похожее на Марин Ле Пен во Франции или близкое к австрийской партии "Свобода".
Появляются признаки новых ревизионистских шагов со стороны российских властей, продолжает автор. В частности, российский президент намеревается подправить школьную программу по истории. Еще в прошлом году появилась инициатива заменить широкий ассортимент учебников двумя-тремя, написанных по единой концепции.
"Основной смысл в том, что школьники ни в коем случае не должны сомневаться, что наша страна всегда права, - говорит историк из общества "Мемориал" Никита Петров. - Это значит, что у всех вокруг нас будет одно отображение истории, а у нас - другое. И противоречия между Россией и окружающим миром станут только глубже, потому что никто не пытается их преодолеть".
"Многие четко понимают, что если аннексия Крыма будет принята, то настоящее фашистское государство появится здесь, а не в Киеве", - приводит автор статьи слова профессора Андрея Зубова. В марте текущего года историк был уволен из МГИМО за статью, в которой он сравнил присоединение Крымского полуострова с аннексией Судетской области в 1938 году. Впоследствии профессор был восстановлен в должности, увольнение было признано незаконным, добавляет журналистка.
"Будет частично свободная экономика, госкорпорации, частично открытые границы, но при господстве одной идеологии и агрессивной внешней политике, - предупреждает Зубов. - Это будет не возрождение Советского Союза, а возрождение фашистского государства в чистейшем виде, в понимании Муссолини. Не будет никакой расовой политики, никакого Холокоста. Однако будет один основополагающий принцип: государство - это всё".
Источник: Financial Times