"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
суббота, мая 31, 2014
ЕАЭС - ключевой проект путинского президентства
30 мая 2014 г.
Обзор прессы | InoPressa: тема дня
ЕАЭС: врожденные проблемы и печальные пророчества
29 мая в Астане был официально создан возглавляемый Москвой Евразийский экономический союз. По замыслу Путина, новый альянс должен в конечном итоге стать соперником ЕС. Однако, по мнению экспертов, ЕАЭС родился не под счастливой звездой, а его проблемы в обозримом будущем никуда не исчезнут. Некоторые предполагают, что потеря Украины в качестве потенциального участника стала предвестником гибели союза. "Три слабые экономики объединяются и интегрируются: что хорошего может из этого последовать?" - размышляют СМИ.
"Воплотит ли мечты Путина Евразийский союз без Украины?" - таким вопросом задается The Christian Science Monitor.
29 мая в Астане был официально создан возглавляемый Москвой экономический союз, который в конечном итоге намерен соперничать с ЕС, пишет автор статьи Фред Уэйр. Однако даже его горячие сторонники признают, что новый альянс родился не под счастливой звездой.
"Евразийский союз имеет множество врожденных проблем, которые в обозримом будущем никуда не исчезнут", - утверждает Александр Коновалов, президент московского Института стратегических оценок.
ЕАЭС - ключевой проект путинского президентства. "Хотя он и отрицает, что это попытка восстановить СССР, это тем не менее сигнал, что Россия вернулась в роли лидера экономического блока, который впоследствии может расшириться за счет других бывших советских республик", - говорится в статье.
"На бумаге новый союз обладает колоссальным потенциалом. Усилия России по смещению от своего крупнейшего торгового партнера - ЕС - в сторону Китая и других развивающихся восточноазиатских экономик могут не только подорвать эффективность западных санкций, но и привлечь в союз китайские инвестиции", - рассуждает журналист.
Еще в декабре 2013 года были причины надеяться, что на церемонии подписания в Астане будет присутствовать и украинская делегация. Однако Киев теперь видит свое экономическое будущее с ЕС, а не с Россией.
"Что еще хуже, угроза более широких западных санкций против России из-за ее политики в отношении Украины может заморозить интеграцию Казахстана и Белоруссии, поскольку они захотят избежать попадания в санкционные сети", - прогнозирует автор статьи.
The New York Times также не преминула отметить в только созданном экономическом альянсе "пробел размером с Украину".
Как пишет Нил Макфаркуар, президент Путин давно стремился к этому союзу "с целью закрепить положение своей страны как глобальной экономической державы". Путин заявил, что Евразийский экономический союз может потенциально стать глобальным "транспортным узлом", соединяющим внешнеторговые потоки Европы и Азии.
"Хотя, возможно, так и произойдет в конечном итоге, союз, который вступит в силу с 1 января, станет бледным подобием того, что изначально рисовали в своем воображении его участники: восточной версии состоящего из 28 государств Европейского союза", - считает автор статьи.
"Три слабые экономики объединяются и интегрируются: что хорошего может из этого последовать?" - задается вопросом директор Центрально-Азиатского центра исследований университета КИМЭП (Алма-Ата) Наргис Касенова.
По мнению аналитиков, Россия согласилась с идеей Евразийского союза по трем основным причинам. Во-первых, Путин хотел создать собственный экономический полюс, благодаря которому Россия поднялась бы до статуса других мировых торговых держав, таких как ЕС, Китай и США. Во-вторых, этот союз сохранил бы влияние Москвы на экономическое развитие ее бывших республик, особенно в Средней Азии, до того как они начали бы смотреть в другую сторону - например, на Китай. В-третьих, Путин начал рассматривать Евразийский союз как почти физическое воплощение его идеологии, согласно которой Россия и ее сателлиты представляют собой "анти-Запад", бастион более консервативных, традиционных и религиозных ценностей.
"Некоторые аналитики предполагают, что потеря Украины в качестве потенциального участника стала предвестником гибели Евразийского экономического союза. Только с экономической точки зрения, утрата Украины означала потерю рынка в более чем 40 млн человек", - пишет издание.
Еще важнее то, что применение военной силы Россией напугало других участников. Казахстан также почувствовал себя уязвимым: четверть его населения составляют этнические русские, компактно проживающие вдоль северной границы страны. В торжественных речах эти расхождения были обойдены молчанием, отмечает автор.
После последней трехсторонней встречи в начале мая в Минске, пишет Frankfurter Allgemeine, поползли слухи, будто Лукашенко и Назарбаев были не готовы подписать соглашение в Астане по причине того, что в нем содержалось слишком много оговорок в пользу Москвы. "Маленькие партнеры" Москвы считали себя "надутыми". Однако к настоящему времени, как во вторник со ссылкой на источники в руководстве трех государств сообщило издание "Ведомости", все противоречия были решены "во время двусторонних соглашений". "Вполне вероятно, Москва пробила свою точку зрения в этом вопросе, 9 мая "купив" согласие Лукашенко обещанием предоставить Минску российские кредиты на сумму в 2,5 млрд долларов", - заключает автор статьи Фридрих Шмидт.
Как реагирует ЕС на создание ЕАЭС? Еврокомиссар по вопросам расширения Евросоюза и европейской политики Штефан Фюле высказался за принятие Украины, Молдавии и Грузии в долгосрочной перспективе в ЕС на правах полных членов. "Если мы всерьез хотим трансформировать государства Восточной Европы, мы обязаны воспользоваться самым мощным инструментом, имеющимся в нашем распоряжении - расширением", - заявил политик немецкому изданию Die Welt.
Перспектива вступления в ЕС, несмотря на сопряженные с ней условия, является, по мнению еврокомиссара, "лучшей предпосылкой для проведения реформ в Восточной Европе". "Несколько месяцев тому назад европейские государства объявили о том, что соглашение об ассоциации Украины с ЕС не является конечной целью нашего нынешнего сотрудничества с Украиной. Я считаю, что подобная точка зрения должна распространяться, в том числе, и на государства, только собирающиеся подписать соглашение об ассоциации, то есть на Молдавию и Грузию". Одновременно с этим Фюле потребовал провести ряд изменений внутри Евросоюза, благодаря которым стал бы возможен прием в него новых членов. В Европе, уверен еврокомиссар, должны быть созданы "политические и институциональные рамки для продолжения политики расширения".
Украина, Молдавия и Грузия также поддерживают идею сближения с Евросоюзом, заключает издание.