"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

среда, июня 04, 2014

После России (2008 г.) Абхазию и Южную Осетию признали только Никарагуа



Президент Абхазии Александр Анкваб подал в отставку.
Наблюдатели не удивлены политическим кризисом: противоречий в непризнанном государстве накопилось много, а зависимость от патрона, России, насколько защищает абхазскую государственность, настолько же и тормозит ее развитие.

После России (2008 г.) Абхазию и Южную Осетию признали только Никарагуа, Венесуэла и Науру. Таким образом, две республики стали дальше от Грузии. Однако они сидят на игле российской финансовой помощи: в Абхазии две трети бюджета формируется трансфертами из России, в Южной Осетии — больше 90%. Эта помощь расслабляет и задает неправильные стимулы для элит: главной целью становится участие в освоении.

Экономики республик закрыты для внешних инвестиций: в Абхазии, например, есть юридические запреты на покупку собственности, но главное — политическая закрытость и неразвитость институтов. Статус спорных территорий говорит также о том, что война юридически не закончена, а это консервирует в обществе настроения осажденной крепости.

Основным содержанием абхазского протеста, который развивался в последние несколько месяцев, стала проблема выдачи паспортов жителям восточных районов, где массово проживают мегрелы, многие из них сохранили грузинское гражданство. Боязнь грузинской «пятой колонны» психологически понятна. Но при том что доля мегрелов в населении Абхазии велика, протесты носили не националистический, а политический характер, считает политолог Сергей Маркедонов: претензия к Анквабу состоит скорее в том, что раздача паспортов шла незаконно быстро и непрозрачно. Маленькое абхазское общество хорошо помнит отечественную войну 1992 г. и очень переживает за свою независимость.

Прошлогодний опрос в Абхазии чешского агентства Medium Orient показал, что большинство жителей хотят сохранения независимости: 38,9% — в ее нынешнем виде, 20% — в составе СНГ в качестве отдельного государства. За присоединение к России — 28,4% (в 2006 г. войти в состав России хотели 68%). Стремление к независимости спокойно сочетается с использованием российской финансовой помощи и критикой президента за волюнтаризм в ее освоении.

Безусловно, важна и внутриполитическая борьба: оппозицию возглавляет главный противник Анкваба — Рауль Хаджимба (выходец из российского ФСБ, на которого Москва пыталась делать ставку на выборах 2005 г.). Абхазия в смысле роли кланов похожа на республики Северного Кавказа, но на Северном Кавказе Кремлю не надо сохранять приличия отношений с независимым государством. Это осложняет работу московских кураторов.

А главные недоработки Москвы заключаются в том, что стратегии развития новых государств, возникших при непосредственном ее участии, за пять лет так и не появилось. И в вопросах становления институтов собственности, суда, управления, и в вопросах международного признания Абхазии и Южной Осетии Россия обязана была оказывать постоянную активную поддержку — хотя бы из необходимости сократить трансферты из своего бюджета. Однако забота эта проявлялась спорадически. Да и трансферты сокращать выгодно не всем заинтересованным россиянам.

Автор — Андрей Синицын



Читайте далее: