"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

воскресенье, июля 27, 2014

Шохрат Кадыров. Мемуарное

"Следует отметить, что туркменским национально-демократическим организациям, объединявшим в своих рядах относительно узкий круг представителей образованных слоев общества, не удалось добиться более-менее ощутимого политического влияния в Туркменистане даже по сравнению с национально-демократическими движениями в соседних республиках.
В частности, деятельность клуба «Пайхас» существенного резонанса не вызвала, его основатель Кадыров получил известность скорее не из-за клуба, а благодаря призывам к расследованию причин Ашхабадского землетрясения 1948 года, причиной которого, по утверждению Кадырова, стал подземный ядерный взрыв, произведенный властями СССР".


Туркменистан: Оппозиция в тисках «башизма» (Часть 1)

Михаил Калишевский



От Редакции.

Все никак не заставлю себя начать писать мемуары. Лень, да и занят. Одно беспокоит. Вот, помру, я кто-то, что-то будет писать. Оказалось именно так. Уже пишут.

В целом очерк Михаила не плох. Аналитичен, информативен. Даже диву даешься, откуда у автора такое умелое построение текста, такое спокойствие изложения. Вообщем, зрелый текст. Такого рода попытки, понять что случилось с туркменской оппозицией уже предпринимались. Писал об этом мой давний приятель Рустем Сафронов (ныне имеет крупный чин в "Раша тудей"), кто то еще, уж не припомню, в инете, кто захочет, отыщет.

Не хотелось бы вмешиваться в этот процесс, не поймут, скажут, ну вот, зацепило, теперь оправдывается. Потому, для первого разу, я долго  писать не стану. Просто отмечу, что не писал я о том, что в 1948 г. было ядерное испытание. Можете проверить. Найдите книжку "Ашхабадская катастрофа", там этого нет.

Так по ходу отмечено, что люди подумали, не испытание ли это.

Лишь позднее, будучи в эмиграции в Бергене (Норвегия) и установив контакт с Рустемом (он тогда жил в Бостоне, США) мы написали интервью со мной к какой то круглой дате, скорее всего это был 1998 г. - 50-летие катастрофы.

Там я дал волю фантазии и коснулся аспекта взрыва, испытания. Работа получилась, была опубликована в "Новой газете" (если не ошибаюсь) и получила первое место по числу упоминаний в СМИ, как сказал мне  Рустем.

Но и тогда я не писал о взрыве. Я писал о том, что землетрясение, понятое как взрыв, остановило подготовку Западом новой войны, а такая подготовка велась и был даже разработан план операции под названием  "Немыслимая" и готовил его Черчиль.

Другими словами взрыв-"испытание" как бы испугали их, они решили, что у СССР уже есть атомная бомба. Сама бомба появилась месяцами или годом позже. Кстати, об этом же примерно в том же 1998 г. я рассказал в беседе ныне покойному Тенгизу Гудаве с радио "Свобода" и это передали.

Вот, такая история.

Что касается клуба "Пайхас"... Да, было время.

Автор, конечно, не свидетель, и судя по всему писал используя какие-то устные легенды. Клуб, возникший 4 апреля 1991 г. существовал до  середины осени, пока я не уехал в Париж. Примеров того, что организация работала несколько месяцев, а сделала много в истории очень много.

Не скажу, что мы сделали что то совсем невероятное. Мы и не ставили себе такой цели. Клуб есть клуб. Одно замечу, что в результате стечения обстоятельств, совершенно без каких либо усилий с нашей стороны, клуб, летом и осенью 1991 г.  стал центром встреч всех оппозиционных групп столицы, а значит и всей республики. А это, как вы понимаете, уже не мало. Все эти встречи проходили под нашим, клубным руководством!

И еще. Мы существовали не "при АН ТССР", как пишет автор, а в самой АНаук. Мы добились (путем открытых протестов, пикетирования ЦК КПТ и пр.)  того, что возникнув в помещении сектора социологических и социально-психологических исследований Отдела философии и права при Президиуме АН ТССР, руководство Академии и республики отдали нам комнату в самом Президиуме. Ранее там был комсомол.

Вот, такие дела. А в целом очерк очень даже не плохой. Просто, когда автор пишет, что я говорил всем, что Сталин под Ашхабадом первую бомбу испытал, то получается, что я выступал в роли какого то провокатора: мол, долой Москву, она тут бомбы взрывала. Хотел или не хотел автор, а подтекст получается такой. Он хочет всех выставить националистами. нет, мы не были националистами. Никто и не помышлял выходить из СССР. Сами подумайте, Москва принесла нам Перестройку, а мы начнем отделяться.

Все ужасы в Туркменистане и начались после того злополучного отделения. Я приехал из Парижа (точнее из Мюнхена) и меня тут же уволили с работы за опоздание из командировки, а на самом деле за цикл передач в Мюнхене на радио "Свобода" (она тогда там, а не в Праге находилась). Что самое интересно, я и там в студии доказывал Володе Малинковичу, что Ниязов будет править вечно.

Не из любви к нему я это говорил, а просто знал, что такая у нас республика (потенциально богатая и народ инертный, терпеливый). Но меня все равно уволили, т.к. я приехал уже не в СССР, а независимый башистский Туркменистан. При СССР меня бы не тронули. Правда и тут не все так просто. Нужно добавить "в горбачевском СССР".

27 августа 1991 г. мы вышли, прорывая кордоны милиции, на митинг осуждения ГКЧП в само центре города. Мной лично  руководил страх, что если бы пришло ГКЧП, то такой СССР стал был новым Гулагом. И еще раз о клубе. Эти самые кордоны прорывали мы, "пайхасовцы", а потом за нами потянулись остальные и возник большой митинг с последующими голодовками и ночными арестами.