Вокруг строительства газопровода "Южный Поток" разворачивается противостояние. По мнению Евросоюза, проект не соответствует "Третьему энергопакету" ЕС. В связи с этим, возможны задержки строительных работ в Болгарии и Сербии, тем более, что в отношении Болгарии 4 июня была запущена процедура о нарушении европейского законодательства. Болгария является узловой страной для проекта – задержка строительства на данном участке повлечет за собой серьезное замедление реализации проекта в целом. Появлялись даже сообщения о приостановке проекта в Болгарии и Сербии.
Еврокомиссия не блокирует проект "Южный поток", а хочет привести его в соответствие с законами ЕС, сообщили в пресс-службе высшего органа исполнительной власти Евросоюза. Требованиям "Третьего энергетического пакета" Энергетической хартии, обязывает разделять производителей и продавцов газа и собственников магистральных трубопроводов.
Еврокомиссия еще 2 июня сего года сформулировала свои претензии к проекту: во-первых, Еврокомиссия сомневается, что Южный поток соответствует нормам "третьего энергопакета" ЕС. Во-вторых, Брюссель заподозрил Болгарию в нарушении европейских правил проведения тендеров и предоставлении привилегированных возможностей российским и болгарским компаниям.
"В настоящее время поступил запрос со стороны Еврокомиссии, после чего мы приостановили текущую работу, я об этом распорядился. После дополнительных консультаций с Брюсселем будет определен ход дальнейшей работы. Проблемы "Южного потока" Болгария должна решать в сотрудничестве с европейскими коллегами. Мы понимаем сложившуюся ситуацию и хотели бы, чтобы в "Южном потоке" было меньше российского участия", - сказал премьер-министр Болгарии Пламена Орешарски на брифинге по итогам переговоров с американскими сенаторами.
Данное приостановление, однако, демонстрирует снижение влияния РФ и в качестве провайдера, и в качестве партнера, так как Европейский Союз занимает жесткую позицию по газопроводу «Южный Поток».
Более того, о снижении значимости России как экспортера газа можно судить не только по рынкам, которые страна раньше контролировала, но и по рынкам, которые она потеряла по причине недосмотра или крымского авантюризма Кремля.
Если Северная Америка и Европы обращаются к нероссийским источникам, чтобы удовлетворить свою потребность в энергии, можно предположить, что Китай, отвечает за 22.4% мирового потребления, поможет России пережить потерю западных клиентов.
Однако Россия теоретически и могла бы стать одним из главных энергетических поставщиков для Китая, сочетание московской политики и китайской геолполитической силы означают нечто иное. Вместо того, чтобы обратиться к сибирским источникам энергии, Китай предпочел позволить Средней Азии обеспечить львиную долю своего энергетического спроса.
Туркменистан на данный момент предоставляет 25 млрд.куб.м. в год, плюс 2.9 млрд.куб.м из Узбекистана и 0.1 млрд.куб.м из Казахстана. Вкупе это в прошлом году составило 45% газового импорта Китая, и, по всей видимости, в ближайшие месяцы этот объем увеличится.
В то время как Россия заключила $400-миллионную сделку о поставке 38 млрд.куб.м. газа в Китай, этот объем все же значительно меньше 65 млрд.куб.м, которые Туркменистан обязался поставить в Китай к 2020 году. Этот объем также будет меньше общего объема газа, который в этом году будет переправлен из Средней Азии в Китай по двум новым газопроводам.
Пока Россия была сосредоточена на европейском рынке, Китай начал строить и расширять трубопроводы во всех пяти среднеазиатских государствах, становясь крупнейшим торговым партнером среднеазиатских государств, результат которых подорвет региональное и экономическое влияние России.
Фокус Москвы на европейский рынок позволил Китаю воспользоваться среднеазиатскими запасами и стать влиятельным региональным игроком. Между тем, агрессия Кремля вокруг Украины может стимулировать ЕС в поиске альтернатив российской энергии, в то время как санкции, как потенциальные, так и реальные, продолжают кусаться. Россия, по всей видимости, нечаянно загнала себя в угол, и ей в этом некого винить, кроме самой себя.
Китайский рынок является лакомым куском для среднеазиатских экономик. Кроме того, он обеспечил эти государства средством независимого маневрирования от российского влияния. Туркменистан, который начал поставлять газ в Китай только в 2009 году, является идеальной иллюстрацией этой новой реальности.
Если раньше Туркменистан почти полностью экспортировал природный газ в Россию и укреплял инфраструктуры в одном направлении, то за последнее время он быстро превратился в газового экспортера-тяжеловеса. Постоянно призывая к прокладыванию транскаспийского маршрута, возможно, собираясь принять участие в Транс-анатолийском трубопроводе, и заявляя о необходимости транзитного маршрута через Индию, Туркменистан превращается в важного регионального игрока. Учитывая план страны утроить объем своей добычи на протяжении следующих двадцати лет, ее вес будет только расти.
Конечно, у проекта Nabucco West есть свои сторонники, и в первую очередь Турция. Парламенты Турции и Азербайджана ратифицировали соглашение о строительстве Трансанатолийского газопровода (TANAP).
У Nabucco наилучшая позиция в вопросе доступа на рынки балканских стран, учитывая имеющиеся возможности соединения таких транзитных стран, как Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия. Инфраструктура для транспортировки газа по трубопроводу Nabucco в Сербию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Словению и Италию уже существует, а за счет строительства нескольких коротких соединительных линий газ может пойти и в Черногорию, Грецию и Албанию. Ранее официальный представитель SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) сказал, что приоритетом для компании является продавать как можно больше газа балканским странам, так как они готовы покупать азербайджанский газ и ближе расположены к стране-производителю.
Также по мнению специалистов, Nabucco, помимо всего прочего, будет иметь доступ к Баумгартену (Австрия), который является ликвидным рынком. Таким образом, позиция Nabucco идеальна для доступа к растущим рынкам Юго-Восточной и Центральной Европы.
Проект "антироссийского" газопровода Nabucco, подошел к этапу практической реализации. Газопровод призван доставлять в Европу азербайджанский, а затем и туркменский газ в обход России, и стать прямым конкурентом газпромовского проекта "Южный поток". А в настоящее время вырисовывается проект с новым игроком, нацеленный на поставку иракского и иранского газа на европейские рынки.
Недавно Заместитель министра нефти Исламской республики Иран Али Маджеди заявил, что Тегеран готов поставлять Европе газ по трубопроводу Nabucco. По его словам, в то время как Европа намерена диверсифицировать поставки энергоресурсов, Иран со своими крупнейшими запасами газа в мире может предоставить Европе газ через "Набукко".
Он добавил, что Иран недавно посетили две делегации из европейских стран, которые он не назвал, для того, чтобы обсудить возможные маршруты поставок газа. Маджеди считает, что существуют различные маршруты, включая поставки через Турцию, Ирак, Сирию, Кавказ и Черное море. По его мнению, турецкий маршрут лучший из представленных. "Набукко" будет бесполезным без иранского газа, сказал Маджеди.
В подтверждение вышеизложенному, руководитель специальной комиссии по инвестициям Национальной газовой компании ИРИ Асгар Сухейлипур заявил, что влиятельные нефтяные и газовые компании мира, в частности Европы, заинтересовались месторождениями природного газа в Иране.
Отметив, что в общей сложности 13 компаний из Великобритании, Франции, Китая, Южной Кореи и Японии, а также 4 иранские компании готовы вложить инвестиции в размере 15 млрд. долларов в разработку газовых месторождений в стране, Сухейлипур подчеркнул, что компании будут вести деятельность в таких направлениях, как строительство трубопроводов и нефтеперерабатывающего завода и увеличение пропускной способности газопроводов.
Маджеди заявил, что газа с месторождения "Шах Дениз" в Каспийском море будет недостаточно для этого газопровода - добыча на этом месторождении составит не более 8 млрд кубометров в год, тогда как мощность газопровода была заявлена как минимум в 23 млрд кубометров в год. Замминистра нефти Ирана отметил также, что Турция выражала свой интерес в участии в поставках газа из Ирана в Европу.
Вступившее в силу ослабление санкций в отношении Тегерана нацелило западные компании в спешке искать новые возможности для бизнеса в Иране. Решение иранской ядерной проблемы может привести к возвращению прежних позиций Ирана на мировом нефтяном рынке и его появлению в качестве одного из ключевых игроков на мировом газовом рынке.
На газовом рынке изменения могут быть намного более значительными. Примирение Ирана и США откроет для Тегерана возможность участвовать в конкуренции проектов магистральных газопроводов. Вплоть до настоящего времени неучастие в них Ирана было козырем российской дипломатии и во многом предопределило неудачу проекта «Набукко». Также это препятствовало выходу центральноазиатского газа на европейские рынки, кроме как через территорию России: транзит через территорию Ирана был исключён, а нерешённость правового статуса Каспийского моря закрывала и этот перспективный маршрут.
С учётом скорого выхода Ирана на мировой газовый рынок, российский проект «Южного потока», может оказаться никому не нужным. Руководство ЕС уже почувствовало себя более уверенно: в начале декабря 2013 г., вскоре после достижения Женевских соглашений по Ирану, Еврокомиссия обвинила «Газпром» в нарушении европейского законодательства – положений третьего энергопакета ЕС. На этом основании Брюссель потребовал пересмотреть межправительственные соглашения по строительству «Южного потока». Для России это тревожный сигнал: с дальнейшим улучшением ситуации вокруг Ирана возможно нарастание давления ЕС на российских поставщиков.
По-настоящему важным последствием ирано-американской оттепели станет то, что Россия в ходе взаимодействия с США больше не сможет «разменивать» уступки по Ирану на смягчение американской позиции в таких вопросах, как ПРО, расширение НАТО и политика США на постсоветском пространстве. Как и ситуация в Афганистане, события вокруг Ирана усиливали на рубеже 2000-х – 2010-х гг. переговорные позиции России в отношениях с США. Теперь этих возможностей не будет.
Выводы:
Смена внешнеполитического курса Ирана вызвана комплексом причин, в первую очередь связанных с действием экономических санкций. Руководство Ирана – поддерживает налаживание отношений с Западом, от громких деклараций руководство Ирана быстро перешло к прямому взаимодействию с США и подписанию предварительных соглашений. Помимо положительных последствий, это может означать для России появление сильного конкурента на мировом газовом рынке и ослабление переговорной позиции в отношениях с США по ключевым вопросам (ПРО, расширение НАТО и политика США на постсоветском пространстве). Проще говоря: «Гусь свинье не товарищ!».
Опубликовано 4 hours ago пользователем Rega Mazal