"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
понедельник, сентября 15, 2014
Помимо личных друзей Путина, от ограничений может пострадать любой из крупных бизнесменов
СЕРЬЕЗНЕЙ, ЧЕМ КАЗАЛОСЬ: ЧЕМ ГРОЗЯТ НОВЫЕ САНКЦИИ
США и ЕС дают понять, что готовы идти на жертвы в попытке изменить внешнюю политику России.
Как только американцы объявили, что режим санкций распространяется на ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз», стало понятно, что удар наносится не только по «кошелькам Путина», как считалось поначалу. Руководство ЛУКОЙЛа, например, неустанно демонстрирует преданность Кремлю на словах, но на деле посылает куда подальше любые предложения участвовать в политизированных проектах, если проекты эти имеют внутреннюю норму доходности ниже 16%. Это не «Роснефть», в «интересах страны» заложившая китайцам еще не добытую нефть на годы вперед, и не «Газпром», расходующий миллиарды на заведомо не окупаемые мегапроекты, чтобы ублажить государственную манию величия.
Решением включить не связанные напрямую с политикой и властью компании в санкционный список руководство США недвусмысленно показало, что неприкасаемых в России нет.
Помимо личных друзей Путина, от ограничений может пострадать любой из крупных бизнесменов. Посыл понятен: забудьте о деловых связях и доступе к западным финансовым источникам, пока вы будете мириться с таким политическим руководством. Расчет идет на нарастание недовольства со стороны крупного бизнеса, на то, что он сможет остановить силовиков, разжигающих вражду к ближним и дальним соседям России.
Оставим в стороне домыслы по поводу того, что американцы, дескать, интригуют против России, для того чтобы вытеснить российский газ с европейского рынка своим сланцевым газом. Никакого экспорта газа из США не стоит ожидать в значимых объемах еще лет пять или дольше – и пойдет этот газ в основном не в Европу, а в Азию. Мнимые экономические мотивы санкций явно ни при чем, тем более что от санкций страдают и западные компании, мечтающие вложить деньги, опыт и технологии в российскую экономику. Запад идет на сознательные жертвы в попытке содействовать изменению российской внешней политики.
Рассуждения о том, что санкции не работают, не выдерживают критики.
Без западных технологий нельзя осваивать запасы нефти и газа на российском континентальном шельфе и тем более в условиях Арктики. Да, технологии эти не слишком годятся для разработки трудноизвлекаемых запасов на суше, но и в работе с обычными запасами отечественные компании хотели бы использовать западную технику, а не ненадежные китайские буровые установки с их низким качеством сборки и короткими сроками службы между ремонтами.
Без западных займов и кредитов нельзя осуществить крупные проекты по добыче углеводородов не только в море, но и на суше. «Роснефть» уже просит у правительства материальной помощи за счет пенсионных денег, а «Газпром» закладывает еще не добытый газ китайцам, чтобы начать строительство «Силы Сибири».
Если отрасль станет вариться в собственном соку без сотрудничества с западными коллегами и без доступа к заграничным материальным и финансовым средствам, тревожные прогнозы профессионалов могут оправдаться раньше, чем кажется. Менеджеры ЛУКОЙЛа предупреждают теперь о начале падения нефтедобычи уже в 2015 году, а не в 2017-м, как прогнозировали недавно в Минприроды. Да и с экспортом газа Россию ждут большие проблемы: от сжатия рынков в Европе до диктата со стороны китайских покупателей.
Отмахиваться от этих проблем и считать западные санкции неэффективными — тактика недальновидная и опасная.
www.forbes.ru/mneniya-