"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
среда, сентября 17, 2014
На сегодняшний день [российский] президент - это популярный деспот
17 сентября 2014 г.
Мартин Вульф | Financial Times
Россия - самый опасный из наших соседей
По мнению соредактора Financial Times Мартина Вульфа, вовсе не ИГИЛ, а Россия представляет наибольшую внешнеполитическую угрозу для Запада, и в возникновении этой угрозы отчасти повинен сам Запад. Он пишет: "Россия - это обладающее ядерным оружием охвостье бывшей супердержавы, и еще страшнее она, на мой взгляд, оттого, что ею управляет безнравственный автократ".
Вульф не сомневается, что из холодной войны Запад вышел победителем. Произошло это потому, что он открыл людям путь к лучшей жизни - "это была возможность, за которую многие в Центральной и Восточной Европе ухватились обеими руками". Сам Запад при этом очень часто не дотягивал до собственных стандартов свободы и законности, но эти стандарты "остаются ориентирами. В начале 1990-х они были ориентирами для многих россиян. Как большой поклонник русской культуры и мужества русских я, возможно, наивно надеялся, что страна найдет способ пробиться через обломки своей рухнувшей идеологии, государства и империи. Я знал, что это будет трудно. Надо сказать, мне хотелось, чтобы Россия избрала западные ценности, не только ради нас, но и ради самой себя. Слишком депрессивна была альтернатива - новый виток деспотии".
"Именно такой исход был определен Борисом Ельциным - он назначил своим преемником бывшего полковника КГБ Владимира Путина. На сегодняшний день [российский] президент - это популярный деспот. Но он деспот. Кроме того, он наследник проекта модернизированной автократии, который продвигал бывший глава КГБ и советский лидер Юрий Андропов. Как преданный слуга государства, он полагает, что лишь результат имеет значение. Ложь - это всего лишь один из инструментов управления государством", - продолжает обозреватель.
По его мнению, "часть ответственности за такой трагический исход лежит на Западе. Он не проявил необходимой поспешности и вовремя не оказал России поддержку, которая требовалась ей в начале 1990-х. Вместо этого он нелепым образом бросил все силы на то, чтобы выяснить, кто будет платить по советским долгам. Он молчаливо одобрил расхищение российского достояния в интересах узкого круга людей. Но важнее этих обстоятельств было нежелание российской элиты исправить то, что послужило причиной краха [СССР], и затем начать с чистого листа. Лишь отдав себе отчет в реальности монструозных сталинских механизмов террора и лжи, она имела шанс построить нечто новое".
"Что в результате получится именно такое государство - это всегда было довольно предсказуемо, - говорится в статье. - Это государство считает, что его окружают враги. Иностранные отношения ему кажутся игрой с нулевой суммой: чужой успех - это неудача для России. С этой точки зрения, если Украине удастся прийти к демократии и процветанию (согласен, перспектива весьма отдаленная), то это будет [для России] страшный сон".
Как пишет Вульф, "временами воззрения российской элиты граничат с пародией. Одна из причин, по которой политический союз с Европой многим в Москве представляется невозможным, состоит в том, что Европа отходит от христианских и "традиционных" стандартов (читай: признает гомосексуальность). Но я-то помню, что в Советском Союзе, распад которого оплакивает Путин, христианство беспощадно преследовалось. Можно вспомнить и о том, что российской элите этот западный вертеп очень нравится. Запад ничем не угрожает России. Напротив, Запад очень хорошо понимает, что хорошие отношения с этой страной - предмет его кровного интереса. Но не так-то просто закрыть глаза на вторжение (да, это именно вторжение, пусть это слово многим и не по вкусу)".
"Есть ли выход из этого сложного положения? - задается вопросом автор. - Все варианты (новые санкции, массированная экономическая - а может быть и военная - поддержка Украины или просто ничегонеделание) сопряжены с рисками. Западу следует начать с того, чтобы непредвзято оценить Россию, с которой ему теперь приходится сосуществовать. Сегодняшняя Россия чувствует себя жертвой исторической несправедливости и отвергает ключевые западные ценности. Кроме того, она чувствует себя достаточно сильной для того, чтобы действовать. Нынешний российский лидер расценивает эти обладающие мощным потенциалом настроения как способ удержаться у власти. Подобные правители были и до него. Россия под его властью - это опасный сосед. Западу нужно отбросить последние из тех иллюзий, которые остались у него после окончания холодной войны".
Источник: Financial Times