В начале октября в российском правительстве задумались об офшорной амнистии для бизнесменов. СМИ рассказывали, что обсуждаются два варианта ее проведения — снижение или отмена налога при возвращении активов из офшоров в Россию.
В условиях санкций эта перспектива может стать привлекательной для офшорного капитала. Но захотят ли деньги вернуться в слабеющую экономику?
О том, как вернуть сбежавший капитал, российские власти задумывались не раз. Так, в 2013 году в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин поручил разработать меры по деофшоризации экономики. Он предложил применять российские правила налогообложения в отношении компаний, которые зарегистрированы в офшоре и принадлежат российскому собственнику. «Хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции», — заявлял президент.
В 2014 году за офшорные компании взялись министры и сенаторы. К примеру, в Министерстве экономического развития (МЭР) предложили запретить Внешэкономбанку осуществлять сделки с компаниями, чьи бенефициары зарегистрированы в офшорных зонах. Чуть позже в правительстве подготовили законопроект, ограничивающий участие офшорных компаний в госзакупках. А в сентябре члены Совета Федерации предложили поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие наказание за использование офшорных схем, фирм-однодневок и внутрихолдинговых цен. Наказывать предлагалось так же, как и за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. Поскольку использование офшоров и однодневок автоматически приравнивалось к тяжким преступлениям, срок давности увеличивался с двух до десяти лет.
Куда бежим
По разным оценкам, до 90-95 процентов крупной российской собственности находится под иностранной юрисдикцией. Больше всего офшорных компаний, выступающих учредителями российских, зарегистрировано на Британских Виргинских островах (БВО). Эта территория популярна не только у россиян — там прописаны около 40 процентов всех офшорных компаний мира. Большим спросом российского бизнеса пользуются также Сейшельские Острова и Белиз.
Ответ на вопрос о том, почему российский бизнес уходит в офшоры, лежит на поверхности. Компании получают многочисленные налоговые поблажки, их владельцы — анонимность и определенную гарантию сохранности своего бизнеса. Создание юрлиц в офшорных зонах — один из самых известных и популярных способов снижения налоговых издержек. В случае с российскими компаниями условия для бегства капитала создает несовершенство налогового законодательства, судебной системы и опасения потерять бизнес. Эти проблемы остаются нерешенными много лет, и в результате мы наблюдаем ситуацию, когда даже стратегически важные предприятия имеют иностранную прописку.
Офшорами не брезгуют и местные компании, и государственные ведомства. Недавно Счетная палата выяснила, что почти половина (более 40 процентов) рыбы и других биоресурсов экспортируется из России по договорам с офшорами, носящим формальный характер. И подобные схемы применяются все шире. Например, в 2013 году доля офшорного рыбного экспорта составила 37,5 процента в денежном и 40,6 процента в весовом выражении. А в первом квартале 2014 года показатели выросли до 42,7 процента и 41,8 процента соответственно.
Не менее показательный пример — Ростуризм. Счетная палата обнаружила, что ведомство заключало госконтракты на миллионы рублей в том числе с организациями, учредители которых зарегистрированы на… Британских Виргинских островах.
Кнутом и пряником
Как заставить сбежавший бизнес вернуться в Россию? Сделать это можно двумя известными способами — кнутом и пряником. То есть серьезно ограничить возможности офшорных компаний в России (как предлагали министры и сенаторы) и создать привлекательные условия для их возвращения. Когда в октябре речь зашла об амнистии, в правительстве поддержали полную отмену налога. Лишь Минфин предложил все-таки ввести небольшой платеж. Возможно, за основу офшорной амнистии возьмут законопроект депутата Госдумы Михаила Сердюка, подразумевающий введение на весь 2015 год особых условий для граждан, возвращающих в Россию свои средства с зарубежных счетов. Эти граждане будут освобождены от налогов и ответственности за совершение отдельных налоговых преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков.
Легализации, по замыслу автора законопроекта, не подлежат средства, полученные с помощью коррупционных схем и тяжких преступлений. «Наиболее вероятны не полная, а частичная отмена налогов, и отказ от уголовного преследования», — сообщил «Ленте.ру» директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин. При этих условиях, по его мнению, на родину вернутся до 30 процентов офшорных российских капиталов. «В результате правительство получит хотя бы частичную поддержку падающему рублю в виде валютных поступлений», — отмечает эксперт. Остальные же, по его словам, могут предпочесть так называемое экономическое гражданство — паспорт одного из островных государств нетрудно получить за определенную сумму инвестиций в местную экономику.
Успешность амнистии зависит от того, как далеко в своих уступках бизнесу зайдет власть. Ведь наступление на офшоры в последние годы ведут правительства разных стран. «У офшорной амнистии хорошие шансы на то, чтобы оказаться эффективной. Конечно, она не приведет к тому, что вернется весь капитал, но неплохие результаты вполне достижимы», — говорит партнер компании «Налоговик», член независимого экспертного центра «Общественная Дума» Дмитрий Липатов. Эксперт уверен, что применяемые сейчас против России и некоторых ее граждан санкции способствуют успеху амнистии. Пользуясь моментом, можно спасти средства, почти без потерь переведя их на родину из-за границы.
Конечно, отмечает эксперт, амнистия совсем не заинтересует тех, кто выводил деньги преступными путями. И скорее всего оставит равнодушными тех, кто вряд ли попадет под санкции: предпринимателей, не связанных с политикой, властью, крупными компаниями и корпорациями. «Ухудшившийся инвестиционный климат в России, ужесточение налоговой политики для бизнеса, введение новых налогов, проблемы в экономике могут стать причиной того, что многие не захотят возвращать сюда выведенные капиталы даже под давлением санкций. Хотя если на Россию продолжат давить и повысится риск того, что офшорные средства могут быть потеряны, то их будут активней возвращать в период амнистии», — подчеркивает Дмитрий Липатов.
Вице-президент Консалтиговой группы «НЭО Центр» Дионис Васильев считает, что для успеха офшорной амнистии необходимо выполнить несколько условий, а именно: гарантировать ненаказуемость и конфиденциальность информации, исключить конфискацию, проводить широкую разъяснительную работу. Также, по его мнению, нужно сочетать амнистию с реальной угрозой наказания в случае дальнейшего сокрытия доходов. Но без систематического улучшения инвестклимата в стране амнистия не сработает, отмечает эксперт.
Большие российские Сейшелы
С начала 2000-х офшорную амнистию проводили многие страны. Обычно успешно, хотя случались и провалы. В 2009 году на родину вернули средства 15 тысяч американцев (общая сумма не раскрывалась) — это одна из самых успешных амнистий. В 2012 году в США тоже был неплохой результат. А вот в 2003 году капитал вернули только 1,3 тысячи американцев, и амнистию признали несостоявшейся.
В 2009-м проводилась амнистия в Италии. В страну вернулось более 80 миллиардов евро от запланированных 100 миллиардов — по оценкам, 16 процентов от всех выведенных из страны средств. Италия объявляла амнистию и раньше — в 2002 и 2003 годах. Тогда удалось вернуть около 45 миллиардов евро.
Офшорные амнистии проходили в Великобритании, ЮАР, Аргентине, Индии, Ирландии, Испании, Казахстане, на Мальте. В Великобританию в 2007 году вернулось 400 миллионов фунтов стерлингов (650,7 миллиона долларов). В 2009 году удалось получить информацию о 100 тысячах офшорных счетов. В конце 1990-х Индия смогла за 6 месяцев амнистии вернуть 2,5 миллиарда долларов. В Казахстане в 2001 году из тени вышло 4,4 миллиарда долларов (8,7 процента ВВП).
В Испании офшорные средства зачисляли в госфонд. Через несколько лет владельцы получали их обратно вместе с процентами. Это существенно помогло экономике страны.
Российские власти намерены не только амнистировать офшорные капиталы, но и создать в России собственные «сейшелы». И даже не исключено, что по всей стране. Как недавно сообщил глава правительства Дмитрий Медведев, модель территорий опережающего развития (ТОР), которые планируется создать на Дальнем Востоке, может распространиться на всю Россию. Финальная версия этого законопроекта предусматривает для резидентов ТОР льготы по налогу на прибыль. После получения первой прибыли в течение пяти лет для компаний устанавливается нулевая федеральная ставка, а региональная не может превышать 5 процентов.
Льгота по НДПИ тоже предполагает налоговые каникулы до выхода на прибыль или минимум на три года для компаний, работающих в убыток. Кроме того, для резидентов ТОР на 10 лет снижаются ставки страховых взносов (с 30 до 7,6 процента). Выпадающие доходы будут покрываться трансфертами из федерального бюджета. ТОРы могут получить еще и статус свободной таможенной зоны.
Сколь успешной ни оказалась бы амнистия капитала, это лишь разовая акция. Экономике нужны системные изменения. «Возврат денег самоцелью быть не может. Деньги перемещаются в поисках наивысшей доходности при определенном уровне риска», — говорит Дионис Васильев.
Вернуть капитал — полдела. Более важная задача — создать для него стимулы работать дома. Для этого нужно улучшить инвестклимат и избавиться от имиджа страны, где правила игры между государством и бизнесом меняются постоянно. В правительстве наверняка об этом знают. Но если ограничатся одной амнистией, придется снова смотреть вслед убегающему капиталу.
Татьяна Романова