"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

среда, декабря 10, 2014

Прошло больше полугода, но незаметно, чтобы эта договоренность исполнялась



9 декабря 2014 г.
Леонид Бершидский | BloombergView
Восточные газовые договоры нужны Путину только для внешнего эффекта

Обозреватель BloombergView Леонид Бершидский подвергает сомнению выгодность энергетических сделок, которые Россия в этом году заключила с восточными державами.

"С тех пор как Россия в глазах своих европейских энергетических клиентов в некотором смысле превратилась в государство-изгоя, она пытается продемонстрировать, что в принципе может обойтись без них - если не сразу, то через несколько лет. После аннексии Крыма было объявлено о двух крупных сделках, одна с Китаем, другая с Турцией. Но чем дальше, тем больше становится похоже на то, что ни одна из них сделкой в общепринятом смысле этого слова не является и что действия России - это не что иное, как отчаянное представление напоказ", - говорится в статье.

С момента появления известий о том, что с Китаем достигнута договоренность о строительстве газопровода "Сила Сибири", прошло больше полугода, но незаметно, чтобы эта договоренность исполнялась, пишет Бершидский. В частности, возникла заминка с кредитом, который Китай вроде бы обязался выделить России. По мнению автора, заявления, сделанные в прошлом месяце главой "Газпрома" Алексеем Миллером, говорят о том, что либо были изменены условия договора, либо "в тот майский день в Пекине Миллер слегка опередил события".

"В любом случае, - продолжает обозреватель, - запуск "Силы Сибири" ожидается не ранее 2019 года, и Китай едва ли был настолько беспечен, чтобы согласиться на фиксированную цену на газ, особенно с учетом нынешней тенденции к снижению цен на нефть". Высказывались и сомнения в адекватности оценки стоимости проекта (55 млрд долларов) - глава администрации президента РФ Сергей Иванов, в частности, называл цифру в 70 млрд долларов, а партнер консалтинговой фирмы RusEnergy Михаил Крутихин говорил о 100 млрд долларов.

Проект строительства замены "Южному потоку" "с самого начала выглядел не столь впечатляюще", переходит Бершидский к разбору договора с Турцией. Ссылаясь на данные агентства Platts, он пишет, что министр энергетики Турции Танер Йылдыз отрицает существование твердой договоренности с Россией. Перед тем, как стороны ударят по рукам, им придется уладить несколько спорных вопросов. Йылдыз заявил, что предложенной Путиным 6-процентной скидки на газ Турции мало. Кроме того, ей хотелось бы, чтобы "Газпром" "перестал оказывать преференции своему дочернему предприятию Bosphorus Gaz".

В итоге, хотя договор с Турцией и позволит "Газпрому" соблюсти обязательства перед подрядчиками, которым была поручена прокладка трубы по дну Черного моря, и не потерять уже вложенные в проект 5 млрд долларов, может получиться, что российский монополист в итоге будет продавать газ по более низкой цене, чем та, что дали бы европейские потребители. Кроме того, переориентация трубопровода "позволит Турции диктовать [России] свои условия", добавляет Бершидский.

Он заключает: "Цели, которые преследует Россия, выдавая незавершенные переговоры с Китаем и Турцией за уже закрытые сделки, очевидны. Ей нужно убедить Запад, что тому нужно во что бы то ни стало перестать вмешиваться в события на Украине... Авторитарные лидеры вроде Си Цзиньпина и Эрдогана готовы помочь Путину сохранить хорошую мину, но только не за счет экономической выгоды своих собственных стран. Зная, насколько Путин ограничен в свободе маневра в связи с падением цены на нефть, они будут все сильнее давить на него при обсуждении энергетических сделок".

Источник: BloombergView