Он явно устал! Еще бы - просидеть на галере, будучи прикованным самим собою, пятнадцать лет и настраиваться еще на десяточку!
Четверть века! За это время не то, что просто устанешь, а осточертеет эта галера вместе со всеми ее рабами в трюме и даже сундуками с золотом. Но … морю этого не объяснишь! Море, оно неподвластно ни национальному лидеру, ни вертикали власти, ни даже 80%-ному рейтингу. У моря свои законы и свои правила. И одно из них это то, что время от времени на море бывают шторма. Это когда твою галеру трясет и бросает во все стороны, даже если ты до этого делал все правильно.
Шторм – тяжелое испытание. И для галеры, и для всех, на ней находящихся. Поэтому и должно постоянно держать матроса в «вороньем гнезде», бочке на мачте корабля, который следит за окружающей действительностью и (кроме прочего) должен своевременно информировать главного раба о приближающемся шторме.
То, что российский экономический корабль вот-вот попадет в экономический шторм – становится очевидным всем. Замедление роста, а потом и сокращение инвестиций, начавшееся три года назад, привело почти к полной остановке корабля, скорость движения которого поддерживается исключительно абсолютно бессмысленными со всех точек зрения военными расходами. Затеянная на этом фоне украинская политическая авантюра привела к «перекрытию кислорода» - российская экономика оказалась отрезанной от внешнего финансирования и должна сокращать потребление и те же самые инвестиции для расплаты по долгам. А тут еще, как назло, мировые цены на нефть пошли резко вниз, что еще больше сократило поступление валюты в страну. Рубль, которому перестают доверять и население и бизнес, не выдержал и за три осенних месяца потерял четверть своей стоимости (треть - с начала года). Девальвация рубля и непродуманное по последствиям решение о запрете на импорт продовольствия привели к резкому ускорению инфляции, которое неизбежно оборачивается падением уровня жизни. И хотя экономические министры надеются на то, что инфляция (сама по себе) утихнет в начале следующего года, боюсь, этим надеждам не суждено сбыться – это разогнать инфляцию можно относительно быстро, а вот погасить ее….
Но штормы (или как пел Высоцкий «мы говорим не «штормы», а «штормА»), в том числе и экономические, для любого капитана могут быть неожиданностью, но не неизвестным явлением. Они были до и будут после. Шторм нельзя предотвратить, но к нему можно подготовиться и ему можно противостоять. Можно, если только раб не устал. Не устал от повседневной рутины. Не устал от необходимости руководить тупыми министрами, которые не только самостоятельных решений принять не могут, но и объяснить толком, что происходит и чего ожидать следует, не в состоянии. Не устал от унизительных «нравоучений» со стороны капитанов и насмешек со стороны пассажиров соседних кораблей, у которых уже и двигатели паровые появились, да и водоизмещение побольше раз в десять.
А если раб устал, то вся остальная команда - сколь бы опытной и умелой она не была – окажется не способной противостоять стихии и будет продолжать ждать ценных руководящих указаний от лидера нации, молча глядя на то, как корабль набирает воды и теряет управляемость.
В среду, «раб» в очередной раз взойдет на привычную трибуну и огласит свою повестку дня. Расскажет о том, что для него является главными проблемами, и как он собирается с ними бороться. Из этого послания мы сможем понять и то, насколько адекватно он оценивает ситуацию, и то, насколько компетентной является его команда, и то готов ли он провести свой корабль через шторм или предпочтет отдать его на волю волн.
Ведь, он, действительно, очень устал.
PS Только не надо надеяться на либерализацию, обещанную кем-то. Либерализация в нашей стране невозможна без независимого суда и равенства всех перед законом. А это, в свою очередь, верный путь к разрушению тех цепей, которыми он прикован к галере. И первый шаг на пути к его уходу с галеры. А он к этому не готов. Хотя очень (!) устал… (c)СА