Росбалт, 20/12/2014 17:29
Смотрящие со стороны
Украинские СМИ обратили меньше внимания на пресс-конференцию Путина, чем можно было ожидать. Знакомые украинские коллеги ее смотрели, и смотрели пристально. Но публикаций на эту тему в украинской медиасфере не больше, чем было посвящено, например, Минским соглашениям.
Коллеги из Киева, у которых корреспондент "Росбалта" пытался выяснить причину, радовались отмеченному автором этих строк эффекту. Они склонны объяснять его "отдалением Украины от России", при котором "внутренние российские события нас уже редко волнуют".
Впрочем, на этот счет, учитывая войну на Донбассе, есть определенные сомнения. По скромному мнению автора этих строк, относительно небольшое число публикаций о пресс-конференции Путина связано с особенностями украинской цензуры. Дело в том, что на Украине признают серьезное качественное отставание своей медиамашины от российской, и заметно комплексуют по этому поводу. Отсюда позиция: меньше цитировать, чтобы реже была необходимость опровергать.
Наличие на Украине цензуры, как известно, принято отрицать, однако в том, что она гораздо жестче российской, сомневаться не приходится. Напомним, что ранее украинские власти предъявили претензии киевскому телеканалу Espresso.tv за сам факт трансляции послания Путина. Примечательно, что это не вызвало протеста у большинства украинских журналистов. Они неоднократно признавали, что "сейчас война" и поэтому "надо заниматься пропагандой, а не журналистикой".
Итак, что же пишут и говорят на Украине о недавней, рекордно короткой путинской пресс-конференции?
Начнем с корреспондента украинского информагентства УНИАН Романа Цимбалюка (на фото), который задавал Путину резкие вопросы в футболке "Укроп". Цимбалюк считает, что глава РФ "сказал две очень важные вещи". На "Громадськом ТВ" он заявил, что впервые Путин не опроверг факт присутствия российских военнослужащих на территории Донецкой и Луганской областей. Кроме того, он подтвердил это частично, сказав, что как Верховный главнокомандующий, несет за них ответственность. На вопрос, "стоило ли вообще ходить на такие мероприятия, когда Россия развязывает войну против Украины", Цимбалюк ответил, что это главная задача украинского журналиста – "ходить на такие пресс-конференции и ставить вопросы в такой формулировке, которая показывает правдивость происходящего".
В Киеве обратили внимание, что, говоря об Украине, Путин старался избегать резких формулировок, и тон его в целом был более примирительным, чем прежде. В частности, на Украине отметили слова Путина о том, что реинтеграция Донбасса возможна не только в экономическое, но и в единое "политическое" пространство Украины. Наблюдатели усматривают тут связь с ранее прозвучавшими словами главы МИД РФ Сергея Лаврова, что Россия "не настаивает на федерализации Украины".
Многие украинские коллеги в частной переписке с автором этих строк делают вывод, что Москва дрогнула под натиском Запада и готовит позиции для отступления. При этом практически каждый из коллег-сторонников нынешней киевской власти счел своим долгом поделиться с "Росбалтом" убежденностью в скором распаде России. Можно сказать, носители идей Евромайдана с трепетом ловят любой сигнал о проблемах РФ.
Все это, разумеется, в полной мере присутствует и в публичной сфере. "Украинские акценты Путин, разумеется, расставил. "Новороссии" будет помогать. Киев – это, в целом, каратели, хунта. Которая свергла Януковича, а потом, когда восток Украины выступил против нее, направила против региона милицию и войска. А затем устроила блокаду. При этом Порошенко все-таки "Петр Алексеевич", и он хочет урегулировать конфликт политическим путем. Но он не один, вокруг него есть ястребы и они не хотят мира. Вообще же, в том, что произошло в Украине, виноваты западные партнеры. Они раскачали лодку", — так комментирует пресс-конференцию автор обзора на киевскойм сайте Facenews.
Электронное издание уделяет гораздо больше внимания внутрироссийским экономическим и социальным проблемам – лишь треть публикации посвящена собственно российско-украинскому конфликту. Но и тут автор, как и большинство его коллег, выступает не столько с позиции гражданина Украины, сколько с позиции универсального "воина света", носителя глобальной справедливости, проще говоря – как ретранслятор западных оценок, убежденный в их правильности больше, нежели сам Запад.
"Никакого изменения курса России в ближайшее время не предвидится. Путин не меняется, — делает вывод Facenews. — Он, вероятнее всего, вообще не способен измениться. Признать свои ошибки. Покаяться". И резюмирует: "Армия. В первую очередь она. Путин несколько раз оговорился – об обязательствах перед министерством обороны. Да, армия. И еще – совокупная резервная "подушка" в 8,4 триллиона рублей. Это, действительно, достаточно много. Он надеется, что когда бы трудные времена ни закончились, они закончатся раньше, чем этот запас прочности иссякнет".
Автор убежден, что Путин "не будет ни с кем договариваться. Он мыслит — или, по крайней мере, преподносит – мир в категориях войны. Путин просто продолжит делать то, что делал. Пока ему позволят это делать. Он не уйдет. Если, конечно, в дело не вмешается какое-нибудь "черный лебедь". Событие, которого никто не ждет".
Временами нотки торжества в прогнозах о скором конце России сменяются тревожными сомнениями. "Нас будут и дальше давить. Пока Украина не будет уничтожена, он не успокоится", — заявил киевскому изданию "Обозреватель" украинский политолог Юрий Романенко. По его мнению, "Путин решает свои стратегические задачи, связанные с сохранением власти. Он руководствуется логикой: пусть они умрут первыми, а я – потом".
Говоря о сути посланий президента России, Романенко заметил: "Путин четко обозначил, что на данном этапе из публичной риторики исчезает "Новороссия" и все остальное, но это совсем не означает, что Россия прекращает ее поддержку. Что Украина должна быть единым целым – в их понимании. Это значит, оставить Донбасс на шее Украины в том виде, в который они его превратили, и соответственно дальше ее топить".
По оценкам Романенко, логика руководства России по отношению к Украине такова: "затягивать время, все издержки перекладывать на Украину в виде Донбасса и заставить ее платить за тот хаос, который туда принесла Россия, и в 2015 году постараться развалить Украину, привести ее к экономическому и политическому коллапсу для того, чтобы получить фору в отношениях с Западом". Поэтому, говорит он, "в интересах Украины не принимать сейчас Донбасс в том виде, в котором он есть – пока Россия не ослабнет настолько, что Украина сможет вернуться на Донбасс и навести там порядок, исходя из своих государственных интересов".
И все-таки оптимизм в душе политизированного украинца пока торжествует. "В послании Федеральному собранию Путин забыл о Новороссии и "Русской весне", — комментирует конференцию украинско-израильский публицист Виталий Портников в киевской газете "Экономические известия". — "Путин был весел, шутил в своей привычной простецкой манере, уверял, что через два года все будет хорошо и вновь рассказывал журналистам о “государственном перевороте в Украине” – даже и не замечая, что на фоне наметившегося краха любое упоминание об украинских делах вызывает раздражение даже у сервильной аудитории, и это было видно по многочисленным интернет-трансляциям его встречи с прессой", — так видит ситуацию Портников.
"Как выйти из ситуации с оккупированным Донбассом, который им сто лет сейчас не нужен, но может испортить Владимиру Владимировичу то, что он воспринимает как репутацию", российская элита не знает, убежден Портников. Он считает крах российской экономики и распад страны на удельные княжества неминуемым.
Павел Кривошеев
Подробнее: