Европа решила закупать газ в обход России
Сегодня Еврокомиссия обнародует долгожданный проект энергетической программы ЕС. Его главной целью будет достижение энергетической независимости континента от России. Европа намерена всеми доступными дипломатическими средствами устанавливать стратегическое партнерство с Азербайджаном и Туркменистаном.
Конфликт на Украине привел к самому сильному за несколько десятилетий обострению отношений между Европой и Россией, которая обеспечивает почти 27% всех потребностей ЕС в газе. Геополитическая обстановка заставляет ЕС ускорить поиск альтернативных российскому «Газпрому» поставщиков голубого золота.
«Думаю, Европа сильно устала каждое лето обсуждать, как прожить следующую зиму,- объяснил точку зрения своего комиссариата газете Financial Times вице-президент ЕК по энергетическому союзу Марош Шефчович.- Крупнейшая экономика планеты в 21 веке не должна отвлекаться на такие проблемы».
Несмотря на сильное желаниедоиться энергетической1независимости в Брюсселе непременно добавляют, что Россия останется очень важным поставщиком газа для Европы. Однако ее влияние должно уменьшится.
После вступления в должность полгода назад Марош Шефчович определился с первостепенными задачами. Энергетическим приоритетом Евросоюза сейчас становится «Южный коридор», проект стоимостью 45 млрд. долларов, по которому газ пойдет на юго-восток Европы из Каспийского моря и, возможно, Ближнего Востока. «Южный коридор» по плану должен давать Европе к 2020 году 10 млрд. м³ азербайджанского газа. Последним участком «южного коридора» должен стать Трансадриатический газопровод (ТАГ), который протянется в Италию.
По словам Шефчовича, Европа использует весь свой политический вес и влияние для того, чтобы строительство ТАГ было закончено в 2019 году. Брюссель ради высокой цели даже пошел на маленькую хитрость: чтобы обойти жесткие европейские законы о конкуренции, трубопровод уже назвали «проектом всеобщего интереса».
Марош Шефчович считает, что этого явно недостаточно. ЕК стремится убрать бюрократические препоны и с другой стороны. С этой целью у Шефчовича состоялись переговоры с президентом АзербайджанаИльхамом Алиевым.
Брюссель намерен занять жесткую позицию по энергетическим вопросам и внутри Союза. К примеру, политики в итальянской области Апулия хотят изменить маршрут ТАГ, чтобы он не проходил по их территории. Свое желание они объясняют страхами, что строительство газопровода причинит серьезный ущерб окружающей среде.
ЕК сейчас оказывает сильное давление на итальянского премьер-министра Маттео Ренци, чтобы с его помощью успокоить апулийскую оппозицию.
Еврокомиссар по энергетике признает, что Брюссель допустил немало ошибок с первым «южным коридором», газопроводом «Набукко», который должен был связать Турцию с Австрией. От планов построить «Набукко» отказались в прошлом году. Главной причиной стали сомнения, что через него будет проходить достаточный объем газа для того, чтобы сделать проект экономически и коммерчески оправданным и выгодным. «Набукко» имел плановую пропускную способность 31 млрд. м³ и должен был получать газ из Азербайджана, Туркменистана, Ирана и Ирака.
Еврокомиссар Шефчович говорит, что Еврокомиссия учла ошибки «Набукко», главной из которых, по его мнению, является недостаток политической поддержки.
Интерес Европы к юго-востоку континента усилился после отказа России от «Южного потока», по которому в Европу должны были поступать ежегодно 63 млрд. м³ газа. Конечно, ТАГ, который будет обеспечивать всего лишь 2% потребности континента в газе, его не заменит. Кстати, после 2020 года предполагается увеличить его пропускную способность до 20 млрд. кубометров.
Для того, чтобы выполнить эти планы, Марош Шефчович намерен покупать газ и у Туркменистана, который по разведанным запасам газа занимает четвертое место в мире. На этой неделе он обсуждал с послом Туркменистана в Бельгии предварительное соглашение о поставках в Европу туркменского газа.
За туркменский газ Европе придется побороться с Китаем. Обострения отношений с Пекином, возможно, удастся избежать благодаря… «Газпрому». Российский газовый гигант объявил в феврале о снижении импорта туркменского газа. Это позволяет Брюсселю надеяться на благоприятный исход переговоров с Ашгабатом, которому сейчас нужны новые покупатели