"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
пятница, марта 13, 2015
Преследование властями мусульман критиковал в открытую
Росбалт, 12/03/2015 13:15
"Ушел в праведный мир"
Позавчера на 63 году жизни скончался, без преувеличения, самый знаменитый и влиятельный теолог и мусульманский политик Средней Азии Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Шейх умер во время довольно необычного для мусульманского богослова занятия — игры в баскетбол в одном из ташкентских спортзалов. Причиной смерти стал сердечный приступ.
"Это был великий исламский ученый мирового масштаба, который не только хорошо знал ислам, но и умел применить его в современных условиях. Это огромная потеря для мусульман Средней Азии", — сказал в интервью "Росбалту" председатель партии Исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири.
"Ушел в праведный мир великий человек", — написал на своей странице в Instagram глава Чечни Рамзан Кадыров. Он отметил, что покойный был учителем и другом его отца, и пообещал назвать одну из улиц Грозного в честь Мухаммада Садыка.
Как религиозный деятель и политик Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф стал известен в годы перестройки. В 1989 году на общем собрании мусульман Средней Азии и Казахстана шейх был избран председателем Духовного управления мусульман региона и муфтием. В том же году Мухаммад Садык стал народным депутатом СССР.
"Это было очень непростое время. Кроме прежнего исламского духовенства, тесно связанного с советскими спецслужбами, появились независимые исламские богословы, которым в советской прессе был навешен ярлык "ваххабитов". Я оказался между двух огней: старое духовенство считало меня "ваххабитом", а "новые мусульмане" чуть ли не коммунистом. Я же был за реформы подконтрольного советского ислама, но и хотел остудить пыл "новых мусульман", излишняя горячность которых во многом спровоцировала гражданскую войну в Таджикистане", — как-то рассказывал мне за пиалкой ароматного чая сам Мухаммад Садык.
Понятно, что отношения Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа, проживавшего тогда в Ташкенте, с лидером ставшего независимым Узбекистана, не терпящим вольнодумства и "исламского экстремизма", не могли быть хорошими. В 1993 году он был вынужден эмигировать. Однако через шесть лет шейх получил официальное приглашение вернуться при условии, что он не будет заниматься политикой. Это, кажется, единственный случай, когда Ислам Каримов решил помириться со своим политическим оппонентом. Но, как считают многие эксперты, масштаб личности бывшего муфтия был таков, что "оставлять его без присмотра" или попросту убить было уж слишком опасно.
Вернувшись в Ташкент, бывший муфтий сдержал свое обещание не заниматься политикой, но преследование властями мусульман критиковал в открытую. Так, автор этих строк, после ареста очередного "ваххабита", брал по этому поводу комментарий у Мухаммада Юсуфа и поражался: как можно такое говорить в тоталитарном Узбекистане?!
В начале 2000-х я был корреспондентом одной западной правозащитной организации в Средней Азии. Встречаться с шейхом мне приходилось достаточно регулярно, и меня просто поражала открытость и доступность знаменитого теолога. Дом Мухаммада Садыка знали, по-моему, все ташкентские журналисты. Сюда можно было приходить даже без предварительного звонка, и если муфтий находился дома, то всегда был готов к беседе, угощая неизменным зеленым чаем и сладостями. Но даже если он отсутствовал, родственники теолога не отпускали "неудачливого писаку" голодным.
Я, признаться, даже немного подозревал тогда шейха в "корысти": может, пиар нужен — а то чего это он всегда такой доброжелательный?! Позже догадался, что Мухаммад Садык, не знавший английского, вряд ли вообще хоть что-то читал из того, что я о нем писал, и вряд ли даже хорошо понимал, какую организацию я представляю. Но, согласно "средневековому этикету" и его представлениям, гость должен уходить обязательно сытым и довольным.
В общем, рахмат Вам, Мухаммад-ака! За чай со сладостями, за то, что с совершенно неизвестным Вам журналистом Вы говорили на равных и всегда были готовы помочь почти незнакомому Вам, совсем немусульманского вида чужаку. Если честно, я вовсе не "фанат" Рамзана Кадырова, а совсем даже наоборот, но с тем, что он сказал о Вас, я согласен полностью.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что со смертью Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа в Средней Азии умер "независимый ислам". Мусульманское духовенство находится под жестким контролем властей не только в Узбекистане, но и соседнем Таджикистане, и в Туркмении, и, хотя и в меньшей степени, в Казахстане. Относительно свободно мусульмане себя чувствуют разве что в Киргизии, но в этой бывшей советской республике имеется другая проблема: большинство религиозных деятелей здесь этнические узбеки, и им приходится помалкивать из-за крайне напряженных отношений узбеков с титульной нацией. Вот и получается, что умерший опальный муфтий оставался фактически единственным "рупором" распространения независимых и при этом неэкстремистских исламских идей во всем среднеазиатском регионе. Теперь он умолк.
Игорь Ротарь
Подробнее: