30 апреля 2015 г.
Кит Джонсон | Foreign Policy
Возможно, связи с Путиным помогут "Газпрому" избежать кары Евросоюза
Обвинения в нарушении антимонопольных норм, предъявленные Евросоюзом "Газпрому", наталкивают на множество вопросов об отношениях между ЕС и Россией, а также о взаимоотношениях рынка и политики, пишет обозреватель Foreign Policy Кит Джонсон. Попытается ли "Газпром" укрыться за спиной Кремля?
ЕС обвиняет "Газпром", например, в помехах перекачке газа между странами ЕС и в установлении дискриминационных цен. Возможно, "Газпром" возразит, что на него не распространяются обычные законы о конкуренции, так как он является стратегической компанией и его контрольный пакет принадлежит государству.
Обвинения ЕС прямо направлены против некоторых элементов бизнес-модели "Газпрома". По логике вещей, "Газпрому" следует договориться с регуляторами ЕС о компромиссе. Это предотвратит угрозу гражданских исков и даже поможет модернизировать бизнес-модель, полагает автор статьи.
Но стороны совершенно по-разному смотрят на обвинения против "Газпрома", и это снижает вероятность компромисса. "Брюссель считает, что это дело относится чисто к сфере регулирования и не имеет широкого политического значения", - утверждает обозреватель.
Напротив, многие российские политики полагают, что налицо вендетта по политическим мотивам, неотделимая от трений из-за Украины. Их подозрения подкрепляются тем, что ЕС подготовил обвинения в прошлом году, но обнародовал их лишь этой весной, после заключения перемирия на Украине.
Марек Мартинчин (Королевский университет Белфаста) указывает: Москва может своими действиями перевести это дело "из плоскости права в плоскость политики".
После того как в 2011 году регуляторы ЕС провели обыск в офисах "Газпрома", в России был принят закон, фактически запрещающий ряду крупных российских стратегических компаний с госучастием действовать без согласия правительства. Закон "особо запрещает компаниям делиться деловой информацией с иностранными властями, вносить изменения в коммерческие контракты в зарубежных странах и даже продавать свои акции или активы, находящиеся за границей", поясняет автор.
По мнению Мартинчина, из закона, возможно, следует, что без позволения Кремля "Газпром" не сможет исполнить решение ЕС по этому делу (например, продать сеть газопроводов).
Не очень ясно, удастся ли "Газпрому", ссылаясь на российский закон, спасти свою бизнес-модель или господство на европейском рынке. Очевидно одно: лобовое столкновение Москвы и Брюсселя лишь обострит трения в торговле и экономике, заключает автор.
Источник: Foreign Policy