20.04.2015 00:01:00
Ашхабад просит ООН взять под охрану туркменские трубопроводы
Под видом голубых касок в республику могут войти военные США
Виктория Магда
Туркмения предложила ООН стать гарантом энергетической безопасности на Каспии при реализации проекта по экспорту газа в Европу. Для разработки международно-правового документа, регламентирующего права и обязанности производителей, транзитеров и потребителей энергоресурсов, в Брюсселе 22 апреля состоится заседание рабочей группы правительства Туркмении и секретариата Энергетической хартии. Эксперты считают, что Ашхабад не доверяет ближайшим соседям и опасается, что они могут препятствовать поставкам туркменского газа в Европу.
С инициативной обезопасить газопроводы, превратив их в объекты международно-правовой охраны, президент Гурбангулы Бердымухамедов впервые выступил на 63-й сессии ООН в 2009 году. Идея эта родилась в Ашхабаде в связи со стремлением туркменского руководства реализовать планы по диверсификации экспорта в европейском и афганском направлениях. Строительству Транскаспийского трубопровода мешают Москва и Тегеран, которые выступают против прокладки любых трубопроводов, пока не будет определен статус Каспия. А строительство Трансафганского газопровода из Туркмении в Афганистан, Пакистан и дальше в Индию (ТАПИ) пока невозможно из-за затяжной нестабильности в регионе. Но ситуация постепенно меняется в пользу Ашхабада.
Евросоюз рассчитывает заменить российский газ туркменским. Брюссель ведет переговоры с потенциальными участниками проекта. Именно поэтому Ашхабад решил заручиться гарантией со стороны ООН по части безопасности транснациональных трубопроводов. На заседании туркменского правительства Бердымухамедов отметил «роль ООН как универсальной мировой структуры, в рамках которой возможно достижение широкого международного консенсуса по вопросам формирования новой архитектуры энергетической безопасности». Глава государства считает, что встреча в Брюсселе «призвана стать еще одним шагом на пути практической реализации Резолюции ООН «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества», принятой по инициативе Туркменистана в мае 2013 года на 67-й сессии Генассамблеи».
«Главная дипломатическая задача Ашхабада – обеспечить себе политическое алиби неучастия в споре с Россией за Транскаспийский трубопровод. Поэтому он неуклонно стремится подключить ООН к решению проблемы строительства магистральных трубопроводов на Каспии, в том числе в европейском направлении», – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров. Он напомнил, что во времена СССР «старшим братом» Туркмении была Россия, после распада Советского Союза президент Туркмении Сапармурат Ниязов предложил занять это место Китаю. «Теперь все идет к тому, что таким старшим братом могут стать США. Но демонстративная дружба с Вашингтоном грозит испортить отношения Ашхабада с Москвой. Поэтому получившему от ООН нейтральный статус Туркменистану лучше действовать именно через структуры ООН», – считает Кадыров.
Не имея прямого выхода на европейские рынки, Туркмения находится в своеобразном геополитическом мешке. «В продаже своего газа на юг она зависит от Ирана. Продавать на запад мешает Россия, не соглашающаяся на строительство трубопровода через Каспий. Причем в последнее время все больше заметно, что Россия просто не хочет иметь энергетического конкурента, потому что ее ссылки на угрозу экологии Каспия не выдерживают критики. Вред от участившихся военных учений России на Каспийском море наносит его экологии куда больший, чем проектируемый трубопровод. Да и сама Россия строит трубопровод по дну Черного моря без особых опасений испортить биосферу всего бассейна», – отметил Шохрат Кадыров.
Подробнее