"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

пятница, мая 29, 2015

Туркменское общество не готово к войне

Газета СНГ
26.05.2015 00:01:00

Золотой монумент Аркадагу открыт в Ашхабаде.  Фото Reuters
Золотого Ниязова сменил золотой Бердымухамедов



Деньги на новый символ Туркмении – памятник Аркадагу – собирали у населения
Виктория Панфилова

Обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья "Независимой газеты"

Первый памятник действующему президенту Туркмении Гурбангулы Бердымухамедову – «Аркадаг» («Покровитель») – открыт вчера в Ашхабаде в День города. Высота монумента – 6 м, а его мраморного постамента – 15 м. Статуя выполнена из бронзы и покрыта сусальным золотом. Еще пять других монументов, олицетворяющих мир и благополучие Туркмении, украсят улицы столицы. Глава государства на открытии памятника не присутствовал. Эксперты замечают, что времена Туркменбаши возвращаются.

День города в истории Ашхабада отмечался во второй раз. Два года назад президент Гурбангулы Бердымухамедов подписал соответствующее постановление. К празднику граждане Туркмении, по сообщению информационного портала «Хроника Туркменистана», собирали «средства на строительство памятника в стране всем миром: с работающих удерживалась часть зарплаты, у пенсионеров – часть пенсий и т.д.». Такого рода пожертвования не всегда носили символический характер. Но важна была сама идея: каждый житель Туркмении внес лепту в сооружение памятника Аркадагу – Покровителю, что является неофициальным титулом президента Гурбангулы Бердымухамедова.

Установили памятник в новом культурно-развлекательном парке им. Аркадага. Центром парковой композиции стала бронзовая фигура всадника на коне, покрытая сусальным золотом, постаментом для которой служит фрагмент скалы. Как сообщила на открытии памятника спикер парламента Акджа Нурбердыева, «парламент Туркмении единогласно принял постановление по открытию этого монумента в честь Аркадага». Под громкие аплодисменты в небо были запущены белые шары и белые голуби. Собравшиеся, по сообщению Reuters, прикладывали руки к сердцу и склоняли головы.

По задумке правительственных чиновников, памятнику суждено стать новым символом столицы взамен прежнего – Арки нейтралитета – с вращающейся статуей Туркменбаши, первого президента Туркмении Сапармурата Ниязова, которая теперь перенесена на окраину города.

Проект памятника Аркадагу был создан еще три года назад скульптором Сарагтом Бабаевым, а 25 июля 2014 года во время заседания кабмина республики министр иностранных дел Рашид Мередов обратился к главе государства с просьбой разрешить установить ему памятник в одном из «прекрасных уголков столицы». Бердымухамедов любезно разрешил, заметив, что «желание народа является священным». И начался «добровольный сбор» средств у населения.

В отличие от своего предшественника – Туркменбаши, в честь которого при жизни были воздвигнуты сотни помпезных памятников по всей стране, его именем названы города и первый месяц в календаре, Бердымухамедов воздерживался от подобного увековечивания себя. Но традиция получила продолжение уже после выборов 2012 года, когда он набрал 97,14% голосов. В честь Бердымухамедова названа мечеть, портреты главы государства являются обязательным атрибутом учреждений и школ, а поэты слагают оды в его честь.

Как сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров, «авторитарные режимы и культ личности монократа неразделимы». «Культ личности развивается в обратной зависимости от прочности трона – чем слабее власть, тем сильнее культ. Показательно, что проект три года пролежал под сукном, и вытащили его на свет именно сейчас. Аркадаг на постаменте, конечно, на боевом коне, а не на спортивном скакуне, что соответствует духу исторического момента – срочной необходимости мобилизации нации на защиту страны от нашествия талибов», – сказал эксперт. По его словам, отсюда и вовлечение всех граждан в сбор средств на монумент как демонстрация всеобщей поддержки президента, а не потому, что у государства не нашлось несколько миллионов долларов, чтобы осуществить задумку.

На вопрос «НГ», так в чем же слабость власти, вынудившая верхушку озаботиться культом личности, Кадыров считает, что «туркменское общество не готово к войне, а если точнее – к привлечению  в помощь любой внешней силы». «Эта сила нарушит пресловутый позитивный нейтралитет государства, а главное – его политическую изоляцию от внешнего мира, в тепличных условиях которой и развивалась диктатура в Туркмении последние 20 лет с момента обретения статуса нейтралитета в ООН», – сказал эксперт.

ПС.

Что интересно, что в туркмено-афганской предвоенной ситуации Туркменистан не состоянии в полный голос обратится даже к ООН, т.к. за этим сразу последует его обязательство перед международным сообществом принять беженцев-туркменов из Афганистана, а это сотни тысяч лебапцев - потомки тех, кто в сталинские годы насильственной коллективизации был изгнан из Туркменистана и в праве, рано или поздно, претендовать на возвращение своих земель по Средней Амударье. 

По сути вопроса, Ашхабад не только обязан принять этих беженцев, но и предоставить им гражданство, более выплатить компенсацию за причиненный в советское время вред. Но ни того, ни другого мы не увидим. И дело тут не в отсутствии средств, а в том, что в страну переселится туркменский народ иной культурной ориентации, чем те, кто сегодня сидит в Ашхабаде. В свое время Туркменбаши (предшественник Аргадага) давал приют в Туркменистане тысячам таджиков-беженцам гражданской войны в Таджикистане, но практически никогда не планировал передать земли, ни иранским, ни афганским туркменам, способным хоть как-то поколебать выгодный этнодемографический баланс для правящего в Туркменистане 30 лет (с начала горбачевской перестройки)  туркменского народа ахал-теке.

Самое интересное, ни американцы, к которым уже обратился Аркадаг за военной помощью, ни Россия, военной помощи которой президент пока сторонится, могут помочь, но совершенно не озабочены поддержать ахалтекинский султанат. США - потому, что демократы, Россия - потому, что сегодня обращается черпает опыт внешнего управления из советской сокровищницы, когда в верховной власти практиковалась регулярная смена смена и прочие комбинации из различных племенных группировок туркменов.

Туркменскому руководству следует помнить, что внешняя политика, а в данном случае угроза границам, не только следствие, но и причина изменения политики внутренней. Достойно защитить границу можно только тогда, когда параллельно проводятся внутриполитические реформы. В противном случае поражение неизбежно. И никакие памятники тут не помогут.