07.12.2015 00:01:00
Анкара намерена заменить российский газ туркменским
Бердымухамедов оказался перед необходимостью выбора
Виктория Панфилова Обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья "Независимой газеты"
У Гурбангулы Бердымухамедова и Реджепа Тайипа Эрдогана полное взаимопонимание. Фото с сайта www.tccb.gov.tr
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 11–12 декабря посетит Туркменистан с официальным визитом. На переговорах с туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым он обсудит вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе в сфере энергетики. Глава Турции также примет участие в торжествах, посвященных 20-летию принятия нейтрального статуса Туркменистана. Анкара будет разыгрывать в эти дни «туркменскую карту» – Турция заинтересована в усилении позиций в этом государстве, как и во всей тюркской Центральной Азии.
Туркменистан станет третьей страной, которую Эрдоган посетит после победных парламентских выборов. До этого он побывал в Азербайджане и Катаре.
«Выбор Туркменистана в качестве приоритетной страны в среде союзников Турции из числа бывших государств СССР далеко не случаен. Эрдоган обращается к главе туркменского народа Бердымухамедову по умолчанию, имея в виду кровные связи турок с туркменами, некогда создавшими Османскую империю и участвовавшими в формировании турецкой нации», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров.
По его словам, из 15-миллионной нации туркменов за рубежом проживает намного больше, чем в самом Туркменистане. Это не только Турция, но и почти все страны Ближнего и Среднего Востока, некогда покоренные туркменами-сельджуками, пришедшими туда из Туркменистана. Не последнее место в списке этих стран занимает Сирия, где цепь военных поселений туркменов сформировалась в то далекое время. Именно потомки сирийских туркменов, поддерживаемые Турцией, стали чуть ли не виновниками разгорающегося конфликта между Москвой и Анкарой.
«Главной страной зарубежных миграционных связей Туркменистана после распада СССР была и остается Турция, где туркмены чувствуют себя как нигде комфортно», – отметил Кадыров. Впрочем, и Турции в Туркменистане были предоставлены условия для развития бизнеса, распространения турецкого образования и даже идей пантюркизма.
Сегодня экономика Туркменистана основательно вмонтирована в турецкий бизнес. И хотя основные доходы в госбюджет туркмены получают от продажи нефти и газа, живые деньги интенсивнее циркулируют в бизнес-проектах туркменской и турецкой элит. По официальным данным, за два последних десятилетия Турция инвестировала в экономику Туркменистана 24 млрд долл. За это время было реализовано более чем 900 инвестиционных проектов. При этом только за последние два года Турция вложила в Туркменистан более 10 млрд долл. Торговый оборот между двумя странами составил 6 млрд долл.
На фоне туркмено-турецких экономических отношений связи Ашхабада с Москвой выглядят куда скромнее. Особенно после сокращения в 2009 году закупок российской стороной туркменского газа. К примеру, к 2011 году было реализовано лишь 180 инвестиционных проектов на общую сумму 2 млрд долл. Торговый оборот между Россией и Туркменистаном, по данным ФТС РФ на март 2015 года, составил всего 910 млн долл. И тенденция уменьшения российского экономического присутствия в Туркменистане и, наоборот, расширения турецкого остается.
Правда, для оценки позиции официального Туркменистана, по мнению Кадырова, важно отметить, что, несмотря на созданную сразу после распада СССР международную гуманитарную ассоциацию «Туркмены мира», Ашхабад никогда не использовал ее как инструмент политических игр ни с одной из стран, где сосредоточена туркменская диаспора. «То же самое произошло и в случае со сбитым российским самолетом Су-24, летчиков которого расстреливали сирийские туркмены, – Ашхабад взял паузу. Уже этот факт заставляет предполагать, что никаких серьезных заявлений о приоритете туркмено-турецких отношений перед российско-туркменскими отношениями мы по результатам визита Эрдогана не услышим», – сказал Шохрат Кадыров.
По его мнению, вовлечь Туркменистан в большую политику на Ближнем и Среднем Востоке, а тем более в игры против России сегодня практически невозможно. Туркменистан продолжит гнуть свою линию, всеми силами стараясь балансировать между западной (в том числе турецкой) экономической помощью и сотрудничеством, с одной стороны, и сохранением безопасности личной власти при поддержке России в Ашхабаде – с другой.
Важный вопрос, который будет решаться на переговорах Эрдогана с Бердымухамедовым, касается поставок газа в Турцию. Как на днях заявил турецкий президент, Турция найдет замену российскому газу в случае прекращения импорта энергоносителей из России. На днях меморандум об импорте сжиженного природного газа Анкара подписала с Катаром. Туркменистан также рассматривается Турцией в качестве поставщика газа. Частные турецкие компании договорились покупать 2 млрд куб. м туркменского газа через Иран. Об этом недавно сообщил министр энергетики Турции Танер Йылдыз. Анкара хочет увеличить закупки до 10 млрд куб. м. Речь сегодня может идти пока о своповых поставках, поскольку имеющейся инфраструктуры недостаточно для перекачки больших объемов. Не исключено, что детали соглашения Эрдоган и Бердымухамедов обсудят в ходе переговоров в Ашхабаде.
Источник