"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, декабря 08, 2015

Смена курса может отразиться на экономических связях с Россией

«Роснефть» и оппозиция
Георгий Макаренко
Сегодня, 00:25



Фото: EPAФото: EPA

Впервые с 1999 года сторонники Уго Чавеса потеряли большинство в парламенте Венесуэлы. Смена курса может отразиться на экономических связях с Россией, если новые власти пересмотрят существующие инвестиционные проекты.

На прошедших в воскресенье парламентских выборах в Венесуэле оппозиционная коалиция центристских партий «Блок демократического единства» (MUD) одержала победу. Коалиция получила 99 мест в Национальной ассамблее, или 59% от общего числа мандатов. Спикером парламента станет правоцентрист. Впервые за почти 17 лет (с июля 1999 года) леворадикальные партии, поддерживавшие Уго Чавеса и его преемника на посту президента Николаса Мадуро, уступили парламентское большинство. Мадуро признал поражение поддерживающей его Единой социалистической партии Венесуэлы.

Связи с Россией

Согласно данным Минпромторга России, Венесуэла является вторым после Бразилии партнером России в Латинской Америке по торговому обороту. Так, в 2013 году товарооборот между странами вырос на 26% и составил $2,45 млрд. В то же время уже в 2014 году объем торговли сократился в два раза, составив $1,15 млрд. Свыше 70% российского экспорта в Венесуэлу составляют нефть и нефтепродукты, свыше 70% импорта из латиноамериканской республики приходится на химическую продукцию.

Замглавы Российско-венесуэльского делового совета Владимир Семаго говорит, что торговые отношения России с Венесуэлой сводятся к сотрудничеству в нефтяной и оборонной сферах. А причиной спада в торговом обороте могла стать заморозка совместных проектов российских нефтяных компаний с венесуэльской госкорпорацией PDVSA. «Многие инвесторы ушли, и с российской стороны теперь осталась почти одна «Роснефть», которая, как считает Семаго, не может из-за долгов активно участвовать в проекте. «Роснефть» в Венесуэле участвует в пяти совместных проектах по добыче нефти — «Карабобо-2», «Хунин-6», «ПетроМонагас», «Бокерон» и «Петропериха».

В мае этого года в ходе визита главы «Роснефти» Игоря Сечина в Каракас были заключены контракты по разработке месторождений в долине реки Ориноко, потенциально считающихся самыми крупными в мире, а также о создании новых совместных предприятий, сообщала PDVSA. ​«У нас была отличная встреча, и мы договорились об инвестициях в $14 млрд», — говорил тогда Мадуро, высказывавший надежду на то, что эти деньги позволят удвоить производство нефти в Венесуэле.

В прошлом году «Роснефть» также заключила соглашение с PDVSA, по которому российская компания за пять лет закупит у венесуэльского партнера 1,6 млн т нефти и 9 млн т нефтепродуктов. Всего же венесуэльская сторона поставит российской компании 3,2 млн т нефти и 16,5 млн т нефтепродуктов в течение пяти лет. Предоплата по ​майскому контракту составит $2  млрд, условия второго контракта не раскрывались.

Венесуэла является важным покупателем российского вооружения. По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, в 2014 году доля Венесуэлы в структуре экспорта российского оружия составила около 6% (пятое место в мире и первое в Латинской Америке). На вооружении армии Венесуэлы состоят истребители Су-30, танки Т-72, бронемашины БТР-80А, системы залпового огня «Град» и другая военная техника, закупленная в России. Как сообщал в феврале ТАСС, к середине 2013 года стороны подписали контракты на сумму примерно $11 млрд. Вооруженные силы Венесуэлы, за исключением транспортной авиации и флота, почти полностью укомплектованы российской техникой, указывало госинформагентство по случаю визита в Москву главы Минобороны Боливарианской Республики Владимира Падрино Лопеса.

Риск новой команды

В этой ситуации победа оппозиции не несет прямой угрозы российским интересам в стране, но ставит под вопрос сложившиеся торговые отношения. Получив простое большинство, MUD сможет вносить правки в государственный бюджет, а также получит возможность инициировать парламентские расследования в отношении отдельных чиновников. Парламент под руководством оппозиции также сможет принимать законы об амнистии политических заключенных. Если бы оппозиция контролировала 101 место, то она получила бы право выносить вотум недоверия вице-президенту или министрам, если же сторонники демократических реформ смогут заручиться поддержкой 112 депутатов, то есть двух третей законодательного корпуса, то в их власти будет и изменять Конституцию, и менять состав Верховного суда и Центризбиркома, но только при согласии исполнительной власти.

Новый парламент, не исключает Семаго, захочет добиться расторжения договора PDVSA с «Роснефтью» по разработке трудноизвлекаемых запасов нефти, объявив его «сделкой по принуждению». Кроме того, поясняет эксперт, оппозиция всегда утверждала, что Венесуэла не находится под военной угрозой, поэтому нельзя исключать в будущем сокращения военных расходов и налаживания более тесных отношений с США. «Причиной этого не является нелюбовь к России, но стремление восстановить экономику страны проверенным способом — партнерством с США», — считает Семаго.

Автор статьи:
Георгий Макаренко