"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

среда, марта 16, 2016

Это - высокий замок, принадлежащий эмиру, солнцу высоких качеств, эмиру, сына эмира, Кабуса, сыну Вушмгира


Фото профиля пользователя Светлана Лада

Светлана Лада
Исторические факты
Mar 14, 2016
Башня смерти Гумбад-и Кабус и шатровая архитектура

Речь идет о невероятно загадочной башне Гумбед-и Кабус в северном Иране. Это сооружение стало первым башенным мавзолеем в исламском мире и первым шатровым. Башню возвели в 1007 году по велению Шамс ал-Маали Кабуса ибн Вушмгира - правителя Горгана и Табаристана.

Даже поверхностный взгляд на эту "ракету" изобличает уникальность данного сооружения. Фото Роберта Байрона 1933 год.

Башня имеет 55 м. высоты и диаметр основания 17 м. Она стоит на земляной искусственной платформе, имеющей высоту около 10 м. При раскопках было установлено, что башня уходит под землю еще минимум на 10 м. Т.е. общая высота башни около 65 метров. Внутри сооружение полое и имеет диаметр внутреннего пространства в 10 м., толщина стен чуть более 3 м. Башня построена из очень качественного обожженного кирпича.

Венчает ее конический купол с небольшим световым окном.

https://img-fotki.yandex.ru/get/64624/32225563.108/0_da35c_68b886a0_orig

Над входом в башню есть надпись:

"Во имя Бога всемилостивого, всемилосердного. Это - высокий замок, принадлежащий эмиру, солнцу высоких качеств, эмиру, сына эмира, Кабуса, сыну Вушмгира: он велел построить его при своей жизни в 397 г. по лунному летосчислению и в 375 г. по солнечному летосчислению".

Дата сооружения башни соответствует 1007 году. Кабус ибн Вушмгир правил с 978 по 1012 год с небольшим промежутком, поэтому мавзолей построили действительно еще при жизни эмира.

Изначально существовала трудность с определением функциональной принадлежности башни. Дело в том, что никакого погребения внутри не нашли, и есть основания полагать, что и в средние века там тоже не было видимой могилы.

Хотя все последующие шатровые башни такого типа были именно мавзолеями. Определенные сомнения дает и чтение надписи над входом, там башня обозначается термином "каср" - замок, а не гумбед - мавзолей. Но В.В. Бартольд еще в начале 20 века показал, что термин "каср" мог употребляться и в значении мавзолея в том числе.

Есть интересное свидетельство автора 16 в. Дженнаби, где он утверждает, что тело Кабуса лежало в стеклянном гробу (!), подвешенном на цепях под потолком (!), т.е. где-то на высоте 50 метров.  В этом случае, отсутствие видимой могилы вполне объяснимо, хотя рассказ Дженнаби часто воспринимается как фантастический. В любом случае, такой вид погребения соответствовал бы зороастрийским представлениям, где было важно не допустить контакта трупа с землей.



Уникальность Гумбад-и Кабуса проявляется почти во всем. Это не только первый исламский башенный мавзолей и первый шатровый, но еще возможно одно из первых сооружений, где применялся двойной купол - внешний конический (шатровый) и внутренний сферический.

Также размеры башни Кабуса не имеют аналогов, это и самый высокий башенный мавзолей. Например, следующий по дате мавзолей в Радкане (1016 г.) имел высоту только 35 м. Удивительно, но Гумбед-и Кабус опровергает сложившиеся представления о поступательной эволюции в архитектуре, например, как известно, прежде чем построить крупнейшую пирамиду Хеопса в Гизе, египтяне возвели несколько пирамид меньших размеров - в Саккаре, Мейдуме и Дахшуре.

Здесь же самое высокое здание построили изначально, и потом за 1000 лет никто не смог даже приблизиться к его размерам...



На данный момент существует несколько версий происхождения башни Кабуса. Очень популярна тюркская, особенно в национальных тюркоязычных государствах - Азербайджане, Узбекистане.

Ее видимо первой сформулировала Г.А. Пугаченкова, она считала, что Гумбад-и-Кабус есть продолжение погребальной традиции кочевников Средней Азии. Тюрки, действительно, возводили относительно небольшие мавзолеи, как правило, из плохо обработанных камней, например Мазар Козы Корпеш и Баян сулу или мавзолей Домбаула.

Но они даже близко не могут быть прототипами Гумбад-и Кабуса, ибо его техническое совершенство не идет ни в какое сравнение с архаичными тюркскими степными мазарами, плюс, датировки тюркских построек не безупречны - вполне возможно, что именно башня Кабуса стала для них прототипом, а не наоборот.

Тем более, на данный момент известно, что все последующие башенные мавзолеи (в Иране, Азербайджане, Турции)  восходят именно к Гумбад-и-Кабусу, ибо это первое подобное сооружение и главное надежно датированное.



Затрудняет понимание эволюции башенных мавзолеев именно уникальность башни Кабуса, ведь подобных прецедентов до нее не было в исламском мире. И в той же Армении нет сооружений аналогичных Гумбад-и-Кабус.

Башнеобразные погребальные церкви в Егварде и Нораванке появятся лишь в 13-14 вв. Но косвенными аналогами здесь могут быть круглые в плане армянские церкви типа Звартноца или Церкви Спасителя в Ани.

И, видимо, стоит предположить, что уникальность Гумбед-и Кабуса вытекает не столько из заимствований, а из сущности личности самого Кабуса ибн Вушмгира, так как известно, что мавзолей возводили под его личным контролем.

Если покопать биографию этого правителя можно найти много интересного. Кабус ибн Вушмгир эмир Горгана 978—981, 998—1012 из династии Зияридов не создал какой-то грандиозной империи, но был известен двумя своими качествами, а именно - это был очень жестокий и деспотичный человек, и он был страстным поклонником наук и изящной словесности.

Второй пункт очень интересен для разбираемой темы, ибо Шамс ал-Маали Кабус ибн Вушмгир был известным астрологом, математиком, поэтом - в общем, великим магом и волшебником) Несмотря на то, что он считался суннитом среди шиитского засилья Табаристана и Голестана, он мог, действительно, быть человеком, который повелел похоронить себя в стеклянном гробу на цепях.

Кроме того, он происходил из очень древней местной аристократической семьи, а связь с местными традициями прослеживается отчетливо - первые башни появились именно в Табаристане и число их здесь выше, чем в других районах Ирана. Табаристан славился тем, что ислам пустил здесь корни очень поздно, и местные правители постоянно пытались возродить персидскую государственность.

Известно, что Кабус ибн Вушмгир оказывал покровительство многим ученым того времени - при его дворе длительно жил знаменитый математик и астроном аль-Бируни, также не менее знаменитый медик Ибн Сина (Авиценна). Аль-Бируни посвятил Кабусу свою работу "Хронология" (Китаб ал-Аcаp ал-бакийа ‘ан ал-курун ал-халийа)

Поэтому возможно, что башня Гумбед-и-Кабус - это результат научной работы в тогдашнем Гургане. Именно этим объясняются все ее невероятные свойства - размер, техническое совершенство и т.д.

Следующая по возрасту шатровая башня из Радкана. Ее возвели в 1016 г. для Абу Джафара Мохаммада бин Вандаряна Баванди - правителя Табаристана из династии Бавандидов. Она уже имеет меньшие размеры