"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, января 13, 2009

В бердымухамедовском Туркменистане тихо реабилитирован советский туркменский поэт



«Туркменистан: золотой век» Им оказался марыец Керим Курбанепесов. Поштучно новый президент выпускает политических заключенных, поштучно и также тихо реабилитирует советских туркменских писателей и поэтов. Ну, что же и на том спасибо!
Спасибо и журналистам товарищу Зарембо и Т. Дурдыевой, Гульшат и многим другим из сайта правительственного "Золотой век", которые вовсю стараются, порой рискуя собственной головой. Ведь всяко может случиться...
Дней 20 тому назад слетел с указанного сайта великолепный исторический очерк о клане хана Йомудского, написанный Т. Дурдыевой, слетел по указанию сотрудников туркменской контразведки, вопреки курса нового президента на обновление и возрождение. А может быть и не вопреки, ведь история Йомудских не вписывается в слова президента, сказанные им о том, что свободу Туркменистана защищали все туркмены.

Да нет же, это не Йомудские, не Махтукулихановские, не Дыкмаксердаровские не вписываются, это слова президента не вписываются в реальную историю Туркменистана. И правда эта состоит в том, что присоединяясь к России добровольно или путем насилия каждый из туркменских народов (будь то йомуды или теке, сарыки или салоры) желали сохранить прежнюю свободу самоуправления, а получили военно-полицейский режим: царя, Леннина, Сталина, Суслова-Брежнева, Ниязова....
Перефразируя слова до сих пор нереабилитированного туркменского советского писателя Рахима Эсенова из его документального романа "Возвращение", обманутые и йомуды и текинцы, как и все остальные туркменские народы (а не "дикие племена", как пишут молодые граматеи ниязовско-бердымухамедовской закваски) были заточены в золотую клетку под названием "нация", в своеобразный Овадан-депе, на вершине которого княжит военно-полицейским государством прямой потомок тех героев-борцов за освобождение всех туркменов.

Но наступит день, когда 12 января станет днем не траура, а освобождения, того самого освобождения, о котором мечтали все туркменские народы и в первую очередь защитники крепости Геоктепе. Впрочем, внутреннего стремления к свободе у туркменов не отнять никакими сказками и баснями о туркменах теке как "эталоне мужества" для остальных. Это состояние внутренней свободы точно и глубоко передано вопросом Керима Курбаннепесова:




Скажите, вы, наверно, замечали



Средь уличной текучей тесноты



Отмеченные глубиной печали



Людские лица скорбной красоты!