"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

среда, августа 04, 2010

Музыкальные посиделки на Каспии

Бердымухамедов продолжил традиции Туркменбаши
Независимая газета, 2010-08-04 / Анна Исакова



На каспийском побережье Туркмении 18–20 августа состоится международный музыкальный фестиваль «Аваза-2010». Музыканты разных стран мира продемонстрируют свое мастерство, в том числе и в жанре народной музыки.
Туркменским исполнителям к этому времени президент Гурбангулы Бердымухамедов рекомендовал освоить игру на 72 национальных инструментах. Это распоряжение главы государства озадачило туркменское общество, напомнив атмосферу, царившую при первом президенте – Туркменбаши.

Президента Гурбангулы Бердымухамедова, пришедшего к власти в феврале 2008 года, в Туркмении восприняли как руководителя новой формации – первые его указы можно было расценить как попытку избавиться от парадоксальных порядков, установленных прежним президентом страны Сапармуратом Ниязовым. Он вернул населению запрещенные Туркменбаши оперу, цирк, библиотеки, Интернет. В первые годы правления Бердымухамедов провел ряд реформ в социальной сфере, образовании, сельском хозяйстве, экономике. Журнал Forbes на днях опубликовал международный рейтинг счастья, который составлен Институтом Гэллапа: в списке из 155 стран мира Туркмения заняла 18-е место.

Тем не менее последние распоряжения главы государства дают основания говорить о возрождении курса прежнего президента Туркменбаши. Так, в июле туркменские власти отдали распоряжение о запрете на выезд граждан, имеющих паспорта старого образца. Это сделано для того, чтобы поставить точку в вопросе о двойном гражданстве: оно было упразднено еще в 2002 году и подтверждено в 2008 году поправками в Конституцию, однако часть населения продолжала пользоваться двумя паспортами.
На минувшей неделе в ходе заседания кабинета министров, которое традиционно транслируется по государственному телевидению, Бердымухамедов высказал ряд критических замечаний в адрес вице-премьера Майсы Язмухаммедовой и курируемого ею Министерства культуры и телерадиовещания. Он недоволен тем, что туркменские музыканты ограничиваются аранжировкой фольклорного наследия и подражают популярным в мире произведениям. Президент считает, что музыкантам «необходимо активнее использовать все формы, видовое и жанровое богатство музыкального наследия предков при создании новых неповторимых произведений». Он призвал местных музыкантов активно задействовать в своем творчестве все 72 туркменских народных инструмента. Правда, не уточнил, что это за инструменты. Эксперты, к которым «НГ» обратилась за разъяснениями, считают, что под «туркменскими» инструментами глава государства, видимо, имел в виду все музыкальные инструменты, которые используются на Востоке. В частности, в нескольких номерах газеты «Нейтральный Туркменистан» (октябрь–ноябрь 2001 года) были публикации об этих 72 инструментах. В их числе широко известный на Востоке уд (пятиструнный безладовый инструмент) и другие струнные инструменты региона – танбур (использовался в Туркменами в XVII–XVIII веках), арабский канун, тюркский икидилли, бозук. Среди духовых инструментов упоминается дилли туйдук. Он считается прародителем всех духовых музыкальных инструментов и имеется почти у всех народов под разными названиями, в России, например, он известен как пастуший рожок. А также его производные – гоша дилли туйдук, гамыш баламан, агач баламан, гаргы туйдук, най, сурнай (зурна).

Кроме этого, в одной из статей также говорится и об исконно туркменских инструментах, упоминание о которых осталось в эпосе: духовой бронзовый инструмент бори, напоминающий изогнутый рог, горкута ата – изготавливался из абрикосового дерева, глиняные детские свистульки – джул-джулы, специальный инструмент для женщин – гопуз. Всех не перечесть.

«Если говорить только о национальных инструментах туркмен, то их было всего три: дутар, гиджак, тойдук. Соответственно балалайка, смычковая балалайка и дудка из камыша. К этому можно добавить зурну, на которой играют девушки. В прошлом практически каждый туркмен играл на дутаре. Не было даже бубна. У туркмен, проживающих в восточных районах Туркменистана, бубен появился под влиянием узбеков и таджиков», – сказал «НГ» профессор, доктор исторических наук Шохрат Кадыров.

По его словам, так называемые музыкальные посиделки были в регионе самой распространенной формой проведения досуга. За ними шли шахматы. Уже в советское время в Туркмении стал очень популярен аккордеон. «На этом инструменте прекрасно играет второй президент. Кстати, недавно он сыграл в кругу детей, – отметил Кадыров. – Полагаю, что приказ играть на всем, что попадется под руки, – это ход конем. Президент предлагает комплиментарно выйти за рамки традиционной музыки. Ведь его предшественник Туркменбаши, напротив, настоятельно советовал, чтобы по радио и телевидению круглые сутки звучала музыка бахши». (Бахши – одно из направлений в туркменском фольклоре – музыкант играет на дутаре и исполняет песню, которая может продолжаться более 10 часов.) Кстати, у действующего президента Туркмении разнообразные интересы и таланты: он пишет книги по лечению травами, знает толк в стоматологии и как-то даже сделал операцию онкобольному.

По мнению гендиректора Информационно-аналитического центра МГУ Алексея Власова, «реформы, проводимые Бердымухамедовым в стране, никак не затронули сферу культуры». «Причина в том, что у нас разная ментальность и мы пытаемся найти логические объяснения тем или иным указам президента и его поступкам. Например, не является ли это изменением политического курса Туркмении? Нет, это не колебание курса партии, а продолжение тех трендов, которые существовали при Ниязове», – сказал «НГ» Власов.