"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
среда, января 30, 2013
Ш.Кадыров. Война США в Иране
Рецензия на труд В.Евсеева
«Военно-политические аспекты иранской ядерной программы»
В книге представлен анализ ядерной проблемы Ирана, оценен ракетно-ядерный потенциал этой страны в свете ирано-израильского противостояния, отношение к этой проблеме США и России, также Китая. Эта страна старается позиционировать себя как ответственное государство и в будущем равный США мировой центр силы.
С момента захвата в ноябре 1979 г. здания посольства США в Тегеране группой студентов (в числе которых, как считают был и нынешний президент Ирана) дипломатические отношения между ИРИ и США до сих пор прерваны.
Американских дипломатов удерживали 44 дней, однако это, как ни странно не привело к военным действиям США против Ирана. Между тем, как пишет автор монографии военный потенциал США столь велик, что его достаточно для нанесения массированных бобовых ударов по Ирану в течение длительного времени («югославский сценарий») и полного уничтожения оборонно-промышленного потенциала ИРИ.
Прошло почти 35 лет и ныне США всерьез готовятся начать такую войну, уточняя месторасположение целей для возможного удара по Ирану и находясь в непосредственной близости от этой страны. Главной причиной будущей войны является опасность создания Ираном своего ядерного оружия и ракет доставки его в любые точки мира.
Понятно, что это не может не волновать Россию, которая вынуждена лавировать между Ираном и США. Россия, пишет автор, в большей степени, чем ЕС старалась замедлить развитие иранского ядерного кризиса. Вместе с тем, ей удалось сохранить свое право на сотрудничество с ИРИ в области атомной энергетики, достроив атомную электростанцию (АЭС) в Бушере и поставив для нее ядерное топливо. Она поставляла в Иран современные дизельные подводные лодки, боевые самолеты и вертолеты, зенитные и ракетные комплексы и различного рода бронетехнику. Россия внесла свой вклад в подготовку иранских специалистов по обслуживанию АЭ в Бушере. В то же время Россия не оказала Тегерану содействия в освоении ядерных технологий.
Иранская ядерная программа имеет достаточно долгую историю и начиналась еще во времена шаха Мохамада Реза Пехлеви при тесном сотрудничестве с Западом, что говорит о том, насколько ныне готов Иран иметь свои ядерные заряды, насколько плотно он подошел к превращению в ядерную державу. Автор подобно описывает историю этого вопроса и показывает, что ухудшающаяся внешнеполитическая обстановка вокруг ИРИ вынуждают эту страну все время думать о свой защите и возможности противостоять превентивному удару со стороны Израиля. Ядерный статус должен стать стратегической гарантией сохранения теократического режима. При этом важно подчеркнуть, что имеющихся в ИРИ запасов природного урана вполне достаточно для решения этой задачи (с. 21). В книге показаны и охарактеризованы все важнейшие научно-технические и промышленные центры с помощью которых в ИРИР осуществляется ядерная программа.
ИРИ не является ядерным государством, подчеркивает автор, но ее потенциал для достижения этого статуса чрезвычайно высок. Об этом рассказывается в специальном разделе книги под названием «Освоение ракетных технологий и ракетная программа в целом». В нем указано, что ракетная программа ИРИ базируется на прочном фундаменте ирано-северокорейского сотрудничества. При этом Тегеран, в отличие от Пхеньяна, обладает значительными финансовыми возможностями для создания высокотехнологичных средств доставки ядерного оружия в любые районы мира. Критически анализируя состояние иранской ракетной программы, ученый выявил, что иранские тактические ракеты пока еще не могут быть использованы в качестве носителей ядерного оружия, они также имеют ограниченные возможности по доставке средств химического и бактериологического оружия. Опасность иранских тактических ракет состоит в другом – они могут быть переданы радикальным исламским движениям в первую очередь в зоне горячих точке Ближнего Востока. В книге показана подробная картина оперативно-тактического потенциала ракетной техники ИРИ.
Специальный раздел посвящен вопросу создания Ираном ракет средней дальности, особенно быстро развивающейся в последние 10 лет при содействии Северной Кореи. Согласно источникам, собранным и проанализированным исследователем, ИРИ в 2014-2015 гг. станет возможно создать жидкостную ракету, способную поражать цели в Западной Европе, а в «некоторой перспективе» в стране будут созданы баллистические ракеты, способные нести 1 тонную боеголовку на расстояние 3,7 тыс. км. и более. Трудности возникающие на этом пути у Ирана состоят в том, что для испытания таких ракет страна не имеет достаточно обширной собственной территории (Иран не в состоянии обеспечить дальность стрельбы ракет св. 2 тыс. км по внутренней траектории). (с. 35).
Но, даже преодолев эти и прочие препятствия и получив МБР такие ракеты не в состоянии обеспечить стране ядерное сдерживание, они легко видны из космоса и потому будут провоцировать нанесение пот ним превентивного удара (с. 36). Другое дело производство и хранение ядерного оружия, складирование и хранение ядерных зарядов. Уничтожить это оружие намного труднее, чем на этапе его создания. Скрытно разместить последние намного легче ввиду отсутствия ярко выраженных демаскирующих признаков, так и малости их геометрических размеров (с. 50).
Ракетно-ядерный потенциал Ирана создается достаточно высокими темпами. Поэтому чрезвычайно важным является ответить на вопрос о том, достаточна ли эта мощь для завоевания военного превосходства над «заклятым врагом» ИРИ – Израилем и что будет если это противостояние перерастет в стадию вооруженного конфликта? Казалось бы Израиль может быть уверен в своей неуязвимости. Однако ввиду малой собственной территории (143-я по площади в мире) и достаточно высокой плотности населения (св. 300 чел. на км. кв.) для уничтожения существенной части жителей этой страны достаточно двух ядерных боеголовок средней мощности или четырех, несущих бактериологическое оружие. Воевать с Ираном обычными вооружениями у Израиля нет территориальных преимуществ, военного потенциала этой страны просто не хватит, чтобы покрыть значительную часть территории Ирана. В этом случае и руководство Израиля может пойти на применение своего ядерного оружия. Именно поэтому, считает автор, российскому руководству следует воздерживаться от продажи ИРИ средств противовоздушной обороны (ПВО), которые не позволяли бы Израилю вести борьбу с Ираном обычными вооружениями и подталкивали к использованию ядерных ударов. (с. 49).
До тех пор пока Иран не обладает ядерным орудием, пишет автор, Израиль в состоянии уничтожить Иран в одиночку. Ссылаясь на данные американских экспертов, автор считает, что Израиль в состоянии уничтожить ключевые иранские ядерные объекты, для чего достаточно 95 самолетов, что составляет 25 процентов авиационного парка Армии обороны Израиля (с. 53).
Однако, обычный военный потенциал Израиля недостаточен для осуществления продолжительной операции. По-видимому, длительность израильских ракетно-бомбовых ударов составит всего несколько суток, а список объектов поражения не превысит сотни. Причина состоит в значительной удаленности израильских военно-воздушных баз (порядка 1,5 тыс. км), отсутствия дальней авиации, недостаточной средств поражения большой дальности и ограниченности парка самолетов топливозаправщиков. (с. 53). Кроме того, у Израиля с Ираном нет общей границы и для нанесения ударов потребуется заблаговременно получить воздушный коридор или решиться на пересечение границ ряда государств без уведомления. В книге показаны основные коридоры израильского удара:
северный – вдоль сирийско- турецкой границы, далее через Сирию и турецкую часть Курдистана;
центральный – через Иорданию или вдоль сирийско-иорданской границы, далее через Ирак;
южный (вероятно, основной) – через Иорданию и Саудовскую Аравию, далее через Ирак или Кувейт.(с. 54).
Израильским авиаракетам класса «воздух – земля» неизбежно придется войти в зону действия иранских ПВО, а это значит, что потери израильского самолетного парка будут неизбежными. Поскольку уничтожить при первом ударе все иранские мобильные ракетные комплексы невозможно, ответный удар по Израилю также неизбежен. При этом важно иметь в виду, что Израилю не удастся сразу уничтожить иранскую ядерную инфраструктуру по причине принятого в ИРИ политического решения о дублировании всех стратегических объектов и предприятий. Как следствие Тегеран прекратит любые взаимоотношения с МАГАТЭ и немедленно приступит к наработке оружейного урана (с. 55). Из этого следует вывод, что война обычными средствами с Ираном возможна со стороны Израиля только при поддержке США.
В заключительной 5 главе монографии рассматриваются вопросы разрешения иранского ядерного кризиса. Превращение ИРИ в ядерную державу по твердому убеждению автора книги приведет к «лавинообразному ядерному распространению» на Ближнем и Среднем Востоке. Это приведет к отмене санкций СБ ООН по прекращению Тегераном любой деятельности связанной с обогащением урана и регенерацией плутония. На международной арене, убежден автор, «может возникнуть полный хаос» (с. 181). Но ликвидировать ядерную инфраструктуру ИРИ силовым образом также невозможно, ибо это чревато «непредсказуемыми последствиями».
В книге предлагаются другие (американские) сценарии решения проблемы:
1. Поддержка оппозиции внутри Ирана
2. «Югославский сценарий» силовых действий
3. Наземная операция («иракский сценарий»)
Попытка осуществления этих акций по мнению автора будет сопряжена с «колоссальными трудностями». ИРИ значительно превосходит военный потенциал саддамовского Ирака. ВС ИРИ крупнейшие по численности на Ближней и Среднем Востоке., обладающие опытом военных действий. При этом важно учесть, что Азербайджан подписал с Ираном в 2005 г. договор о ненападении и обязался не предоставлять свою территорию другим государствам для проведения силовых акций против своего южного соседа. Не больше надежды и у США и на Ирак, который так и не стал удобным плацдармом для продвижения США на Восток (с. 186). США так и не удалось заручиться поддержкой шиитов, составляющих большинство населения Ирака. Не исключено, пишет автор книги, что военная кампания против ИРИ станет катализатором нового массового выступления сил в Ираке, которое окончательно подорвет шаткие позиции проамериканских сил , особенно в условиях существенного сокращения военного присутствия США в этой стране (с. 193). Не менее сложной остается обстановка в Афганистане. Политика Ирана в отношении этой страны «как нигде более отличается своей действенностью» (с. 193). Не надежно и сотрудничество с Турцией в связи с возможной войной с Ираном. Абсолютно нереальным является сценарий осуществления в Иране «цветной революции» .
Серьезной оппозиции режиму в Иране не существует. Вся оппозиционная деятельность осуществляется в рамках исламского режима. Нынешний режим в Иране наиболее полно отвечает интересам «базари» — традиционному классу, самому влиятельному в стране.
Что касается «югославского варианта» — нанесения массированных ударов по ядерным объектам, то он представляется эффективным только лишь при первом приближении. То, что в 1981 г. стало возможным против Ирака и его попытки создать ядерное оружие, просто несоизмеримо с состоянием военно-промышленного потенциала Ирана. Размеры последнего громадны, а ключевые объекты надежно защищены. Так, например, предприятие по обогащению урана в Натанзе находится на глубине 8 км (!!!) и защищено несколькими словами армированного бетона (с. 189). Иран имеет 27 ядерных объектов, прикрытых ПВО. При всех преимуществах США в такой войне, это будет всего лишь сомнительная авантюра с огромной зоной нестабильности (Азербайджан, Армения, Россия, Кавказ, особенно Северный Кавказ).
Оценивая трезво возможность начала войны США против Ирана, автор приходит к заключению — Иран не угрожает территории США и в ближайшее время такая война маловероятна. Хотя такому доводу можно было бы возразить – разве Ирак или Афганистан угрожал США, или эта угроза исходила от Югославии? Начало войны Ирана с Израилем также маловероятно, т.к. эта война лишь отложит превращение ИРИ в ядерную державу, после чего Израиль окончательно окажется в полной изоляции мусульманских государств.
Сколько же времени Ирану остается для получения ядерного оружия? Минимум 2 года после принятия об этом политического решения – пишет автор. Однако отсчет времени следует вести с момента прекращения Ирана отношений с МАГАТЭ (первый признак принятия политического решения о создании ядерного оружия). Пока же этого не произошло, говорить «о каких либо конкретных сроках создания ядерного оружия просто несерьезно» (195).
Силовое решение является худшим вариантом и в этой связи представляет интерес рассмотрение автором в качестве альтернативы решения проблемы введения против Ирана экономических санкций. История санкций против Иран берет начало с 1996 г., когда администрацией Клинтона был оформлен пакт санкций против Ирана и Ливии, который ограничивал возможности иностранных инвестиций в этих странах, с целью максимально затруднить развитие иранского нефтегазового сектора. В книге подробно излагаются действия США по дальнейшему наращиванию экономического давления на Иран. В результате чего до 60 процентов населения этой страны является малоимущим, наблюдается значительная безработица и высокий уровень инфляции. Однако такие санкции не остановят иранское руководство достичь статуса ядерной державы, они не могут существенно уменьшить возможности клерикальной элиты страны по распределению получаемых нефтяных доходов (55 млрд. долларов США в год, данные 2009 г.) через различные фонды с целью обеспечения лояльности своих граждан и субсидированию продуктов питания и предметов первой необходимости среди бедных слоев населения. (с. 207).
По мнению американских экспертов (Дэвид Вильямс), Иран является рациональным актором и против него возможно применение доктрины ядерного сдерживания наподобие той, что существовала у США в отношении СССР. Однако в отличие от той эпохи это должна быть программа расширенного сдерживания (Ричард Круглер).
Как бы там ни было, перспективы решения иранского ядерного кризиса пока остаются неясными. Необходимо продолжить силовое давление на Иран, ибо иначе Тегеран будет чувствовать безнаказанность за тайную деятельность в ядерной сфере и продолжит провокационную внешнюю политику. Но опасность состоит в том, что наращивая силовое давление можно перейти ту грань , за которой процесс военной конфронтации остановить дует невозможно.
Одно ясно точно – нанесение ракетно-бомбового удара обязательно приведет к созданию в Иране атомной бомбы, хотя и с задержкой на несколько лет.
Владимир Валерьевич Евсеев. Военно-политические аспекты иранской ядерной программы. М., Институт проблем развития науки РАН, 2010 — 240 с. (Монография).
В.В. Евсеев, подполковник запаса, директор Центра общественно-политических исследованийт РАН. Автор более ста научных трудов.