«Семерка» приостановила подготовку к саммиту G8 в Сочи, США при сохранении статус-кво откажутся от участия. Эксперты говорят о деэскалации конфликта, но признают, что быстро развернуться от конфронтации к мирному разговору довольно сложно
Военные недалеко от международного аэропорта Бельбек в Севастополе. Фото: Reuters
Военные недалеко от международного аэропорта Бельбек в Севастополе. Фото: Reuters
Барак Обама и Ангела Меркель призывают организовать прямые переговоры между Киевом и Москвой, чтобы избежать эскалации конфликта на Украине. Об этом президент США и канцлер Германии говорили по телефону, сообщил Белый дом. Обама и Меркель предлагают также отправить на Украину международных наблюдателей и миссию мониторинга прав человека. «Они также обсудили необходимость продолжения поддержки правительства Украины, которое работает над стабилизацией экономики и готовится к выборам в мае», — отмечается в сообщении Белого дома.
Руководство Крыма тем временем не считает легитимной власть в Киеве, поэтому пока не готово ответить на предложение о начале переговоров об автономии полуострова с представителями Верховной Рады. Об этом заявил премьер-министр автономии Сергей Аксенов. В беседе с Business FM ситуацию прокомментировал доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России Кирилл Коктыш.
Прошли почти сутки с момента пресс-конференции Владимира Путина. Какие промежуточные итоги? Кто выиграл, кто проиграл?
Кирилл Коктыш: Пока начались подсчеты выигрышей от того, что конфликт все-таки переламывается в мирную сторону. Дело в том, что военное развитие было бы, безусловно, катастрофой, наверно, для всех. И в ситуации, когда началась деэскалация конфликта, наверно, уже можно определить какие-то первые итоги. Понятно, что у России при очень больших рисках и при глобальных репутационных потерях, локально существует вполне определенный выигрыш, то есть это создание для новой киевской администрации очень существенных проблем, которые будут препятствовать провести полноценные выборы, будут препятствовать подаче заявки в НАТО, будут препятствовать возможности ассоциации с ЕС. По сути международные движения остаются блокированными и будут до тех пор, пока существует крымская проблема, поскольку, по уставу всех этих организаций, страна не должна иметь территориальных проблем, чтобы на это претендовать.
Москва продемонстрировала свою миролюбивость, после чего как раз Америка продолжает говорить о санкциях.
Кирилл Коктыш: На самом деле, с точки зрения Запада, Москва продемонстрировала пока не очень понятную логику того же медведя, который начинает применять инструмент намного более сильный, чем ситуация могла требовать, потом так же резко отходит назад. В принципе хорошо, что это все нормально получилось, но пока всем нужно немножко прийти в себя. При этом позиция будет разной. И совершенно очевидно, что Штаты и их союзники занимают здесь более жесткую позицию, Европа — более конструктивную, потому что в случае негативного развития ситуации Европе и России придется за Украину платить, то есть любая серьезная дестабилизация будет означать серьезные расходы и для ЕС, и для России, даже если не учитывать остальные измерения, просто в гуманитарном плане. Если брать Штаты и если брать англосаксонскую часть, в первую очередь Америку, то здесь ведь бизнес-факт, что состояния олигархов за время Майдана в среднем выросли на 50% в гривнах и на 15% в долларах. Это значит, что кто-то их скупал, что шло интенсивное инвестирование в украинские предприятия. Кто-то готовил, с одной стороны, для олигархов выход в кэш, с другой стороны, кто-то вкладывался, рассчитывая на будущие бонусы. И дальше мы понимаем, что логика банкира достаточно понятна. Если он может заработать на развитии своего заемщика, он может заработать на его банкротстве, причем на банкротстве заработает гораздо больше. Поэтому здесь штатовская игра понятна, игра, не связанная с гуманитарными рисками.
Кстати, Вашингтон отказывается от участия в саммите «Большой восьмерки» в Сочи. Продолжение следует?
Кирилл Коктыш: Я думаю, да, остановить поезд быстро невозможно. И так было достаточно маловероятно, что «восьмерка» в Сочи состоится. А здесь так динамично, в одни сутки, развернуться от конфронтации к мирному разговору довольно сложно.
Что теперь будет с Крымом в подвешенной ситуации? Удастся ли проводить переговоры, о которых говорят Меркель и Обама, в условиях, когда Крым по сути объявил себя отдельной территорией?
Кирилл Коктыш: Я думаю, что получится. Не сразу, но будут найдены соответствующие аргументы. И на самом деле Крым, как мы изначально говорили, и не планировал объявлять о выходе, он планировал объявить о достаточно широкой автономии. А дальше понятно, что Крым останется подвешенной проблемой на года, какое-то развитие в ту или другую сторону (либо в сторону выхода, либо в сторону интеграции) произойдет через несколько лет, сейчас не скажешь ничего.
Сегодня Владимир Путин в Москве должен встретиться с коллегами из Казахстана и Белоруссии. Много ли друзей сейчас у России на данный момент?
Кирилл Коктыш: Есть друзья, которые напуганы, потому что в случае начала стрельбы в Украине, без вариантов весь СНГ просто разбежался бы. То есть Россия продемонстрировала бы худшие фобии, которые есть у восточноевропейских и постсоветских стран. Сегодня необходимо успокоить союзников и партнеров по Таможенному союзу, поскольку сейчас, во всей этой сегодняшней ситуации, Евразийский союз оказался под вопросом. И тут, наверно, проблема будет в том, что нужно будет принимать достаточно нетривиальные шаги. Ведь и Евразийский союз, будучи калькой с Европейского Союза, изначально был достаточно провинциален, не слишком привлекателен, как непривлекательна любая копия. Сейчас, после обострения ситуации с Украиной, он оказывается вообще под вопросом, и России придется искать аргументы, думаю, и материального, и нематериального характера, чтобы обеспечить какое-то нормальное дальнейшее продвижение.
Барак Обама заявил, что не будет участвовать в саммите «Большой восьмерки» в Сочи. Ранее была информация, что страны «семерки» приостановили подготовку к саммиту. Президент Путин на это сказал, что Россия готовится к саммиту G8, но если коллеги не хотят приезжать, ну и не надо. Сегодня стало известно, что премьер Канады и президент США обсуждают возможность созыва в ближайшие недели саммита «Большой семерки», то есть без России.