Что делать с долларами
За последний месяц самый популярный вопрос, который мне задают, — это "Что будет с долларом?".
Честный ответ — я не знаю. Но так как я — преподаватель дисциплины "Международные финансовые рынки" в одном из самых престижных экономических вузов страны, моё мнение может вам пригодиться. Я не буду предсказывать, просто опишу те факторы, которые мне сейчас кажутся важными. Речь о среднесрочном периоде: полгода-год.
За укрепление рубля относительно корзины валют
1. Невероятно дорогая олимпиада прошла, большие траты на неё закончены. Деньги на неё можно больше не печатать. Этот фактор кажется мне довольно важным, но у него есть и негативный аспект, см. ниже.
2. Рост ВВП за счёт присоединения к стране Крыма и 2.5 млн человек населения, часть из которых будет работать и что-то производить. Туризм как производимая услуга тут, кстати, не является недостатком — всё же часть туристов будет из-за рубежа и привезут они валюту (ценную гривну!). Плюс в Крыму больше не надо платить за флот — это 100 млн долларов в год. Капля в море, конечно, но это чтоб ничего не забыть.
Других сколь-нибудь позитивных факторов для рубля (исключая сезонные — типа продажа валютной выручки, налоги и т.д.) в среднесрочной перспективе я не вижу. Если вы их найдёте — сообщайте, обсудим.
За стабильность (звучит как тост)
1. Всё ещё высокие цены на нефть.
2. Причин для роста экономики нет. Политическая ситуация ужасна, реформ не видать.
За падение
От менее важных к более важным факторам:
1. США заявили о раскупоривании нефтехранилищ, чтобы дико обрушить цены на нефть.
Вообще США склонны много чего заявлять, поэтому я в этот фактор верю слабо — даже при условии, что это правда. А Иран заявил об одностороннем эмбарго — не продаст больше американцам нефть. А магазин "Наташа" заявил, что ввёл санкции против президента Обамы. Ну, вы поняли.
2. Якунин заявил о новом грандиозном проекте — ТЕПР ("Транс-Евразийский пояс развития"). Но так как пока это только проект, сейчас это довольно долгосрочный фактор. С другой стороны, Якунин — очень доверенный и опытный распильщик, он своей выгоды не упустит.
3. Олимпиада прошла, да здравствует олимпиада.
Объекты построены, использованы, и, если честно смотреть правде в глаза, больше не нужны. Кредиты на них выдавали госбанки, и деньги эти наши олигархи отдавать не хотят. Естественно, кредиты брались на новые пустые фирмы и залогом выступают в лучшем случае никому уже не нужные здания гостиниц, которые невозможно продать, плюс они ещё и убыток на своё содержание приносят. Соответственно, у госбанков возникнут грандиозные дыры. А чтобы их закрыть, ЦБ напечатает ещё немного рублей.
4. Last, but not least. Крым.
Крым — дотационный регион. Внезапно туда надо платить новые пенсии и зарплаты бюджетникам, плюс на интеграцию надо потратить немало денег. Где их взять? Напечатать.
Есть мнение, что часть финансирования будет переведена с дотационного Кавказа. Рассказывают, что перед референдумом крымским татарам сообщили, что Аллах, который раньше смотрел на Чечню, начал посматривать на Крым. Однако, Аллах велик — он может одновременно в несколько мест смотреть. И Аллах будет, естественно, печатать рубли.
Если совсем серьёзно, то главный негативный экономический итог аннексии Крыма — это не санкции против каких-то отдельных чиновников, а резкое урезание зарубежных инвестиций. Никто не хочет инвестировать в тоталитарное государство, поэтому иностранной валюты у нас теперь станет меньше. Более того, деньги от продажи акций и облигаций иностранцы будут выводить. Продавать за рубли, покупать на них доллары и возвращать их на Каймановы острова. Плюс политическая нестабильность — непонятно, что будет на западной границе дальше. Я надеюсь, что ничего, но я и с Крымом совсем не угадал.
Да, вот ещё забавное. Блогер tema делал в октябре 2013 опрос "вы же говорили", чтобы потом на него по приколу ссылаться. Так вот, 23-го октября, когда доллар был 31.93, я предсказал его курс в 34 рубля. На Украине тогда ещё ничего не предвещало. А 24-го января мой прогноз уже сбылся!
Это означает одно: мой прогноз иногда сбывается. Ну это я просто похвастался.
Хочу также отметить, что по какой-то необъяснимой причине чаще всего вопрос о долларах задают те люди, у которых накоплений в районе одной зарплаты. Друзья мои, не имеет никакого значения, купите ли вы доллары или продадите! С учётом потерь на конвертацию, цена вопроса — бутылка вина. Так что мой вам ответ: это не имеет значения.
Те же, у кого сбережения есть, и они в рублях, мучаются ещё сильнее. Если переводить в доллары или евро, то 15% сбережений за три месяца уже потеряно. Но покупать доллары страшно — вдруг курс опять вернётся к 33. Мысль о том, что рубль вполне может валиться дальше — я описал, почему — на мозг не действует. Люди в этом плане нерациональны: страх потерять какую-то сумму больше, чем жадность от возможности заработать эту сумму. Это не я придумал, это нобелевские лауреаты Канеман и Тверски. Получается, что люди теряют деньги, потому что они очень боятся потерять деньги.
Ну что тут поделать, нет так нет. Я вас предупредил.
Алексей Марков
Подробнее: