"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

пятница, апреля 05, 2013

"Мы были провинциалами в театральном искусстве. И остались ими"


5 апреля 2013 г. в Доме Бахрушина, что на одноименной улице в центре Москвы состоялся творческий вечер театрального художника Бердыгулы Амансахатова, Заслуженного деятеля искусств республики Хакасия и члена несуществующего Союза художников Туркменистана. Из одного только этого факта, вернее двух фактов явствует, что перед нами неординарное мероприятие, которое проводится в честь туркменского художника вне Туркменистана, получившего почетные звания (он еще и Лауреат Госпремии СССР и премии ВЛКСМ) вне Туркменистана и являющегося членом закрытого Туркменбаши творческого Союза художников Туркменистана. Более того, на вечере присутствовали представители Посольства Туркменистана в Москве, что, опять-таки, на фоне отмеченного выше - еще один парадокс.


Бердыгулы Амансахатов родился в ауле Пешен-Али Марыйского района в 1950 г. 3 декабря. В 24 года он студент Суриковского академического государственного художественного института. Окончил класс академика М.М. Курилко-Рюмина. Сразу же после окончания вуза, по приезду в Туркменистан он получает место главного художника  в г. Чарджоу (ныне Туркменабад) в государственном музыкально-драматическом театре им. С. Сейиди. Через четыре годы он - главный художник Театра юного зрителя в Ашхабаде (1984-1989). 

Автографы

В 1989 - главный художник государственного молодежного экспериментального театра-студии в столице Туркменистана. После этого идет провал в его творческого биографии, вероятно, связанный с его вынужденным выездом под давлением политики репрессий Туркменбаши. Также вероятно, что именно в это время он получает заслуженного в Хакассии. Тем не менее, в 1998 г. он возвращается на родину и получает место Главного художника в государственном Русского драматическом театре им. А.С. Пушкина.

С близкими друзьями

Такова вкратце его биография. Всего он декорировал более 60 спектаклей, в том числе более 20 за рубежом ("Три сестры" Чехова, Шекспира, "Женщина в песках Кобо Абе, "Мария Стюарт", "Король Лир",  "Гамлет" У. Шекспира и др. Амансахатов участвовал также в создании кинофильмов "Зохре и Тахир" Баба Аннанова, "Дети Земли" Оразберди Эрекова, "Такдыр" Халмамеда Какабаева.

За автографами художника выстроилась многометровая очередь

Оставил он след и в книжной графике участвуя в создании графических листов по сюжетным сказкам к поэтическим сборникам туркменской и зарубежной литературы. Это 30 книг, изданных в Швеции, России, Туркменистане и Узбекистане.

Гости, друзья, коллеги


Костюмы Амансахатова выставлялись на его персональных выставках с 1988 г. по 2010 г.: во Вьетнами, в Праге, Польше, Москве, Ашхабаде.

Наставления старого друга


Картины художника приобретены музеями РПоссии и Туркменистана, а также пополнили частные коллекции США, Франции, Германии, Швеции, Индии, Турции, Украины, Узбекистана.

Художник и его друзья. В центре  Игорь Эмильевич Степанян, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Российский Академии Медицинских наук



Из дневников художника  разных лет:


"Я всегда боюсь опыта, хочу каждый раз забыть прошлое. Мне неинтересно, когда я знаю как надо делать".

Художник и дочь известной в Москве главы творческой мастерской "Туркменский стиль" Корпегуль Худайбердиевой



"Меня интересует динамика жизни, совершенно не волнует фиксация момента... Каждый раз я хочу, чтобы разрушилась  грань зеркала сцены..."


Художник и известная в Туркменистане журналист Сона Чули-Кули



"Костюм - это не оболочка  он должен выражать суть, основное содержание характера. Костюм должен стать телом актера...".


Представители Западной Европы прибыли на выставку для обсуждения приглашения туркменского художника поработать в Германии

"Для меня театр не одно лишь искусство.... через познание себя происходит очищение, ты становишься просто человеком, исчезает маска, комплексы, ты становишься открытым, свободно двигаешься в пространстве, свободны твои мысли..."


Яркие представители туркменской диаспоры в Москве

"Я много задаюсь вопросом: почему за почти вековую театральную жизнь у нас в Туркменистане по большому счету не получилось своего театра и русского тоже? Мы были провинциалами в театральном искусстве. И остались ими. Уже более 20 лет живем врозь... все окунулись в национальную тематику, к сожалению, очень низкой пробы. Собственно, и раньше  этой драматургии не было. Режиссура занималась литературным театром, так называемым психологическим..."

Слева глава Российско-Туркменского Дома Владислав Немчинов, делающий для  плодотворного развития российско-туркменских отношений много и уже много лет


"Почему так? Неужели мы не умеем содержательно думать, глубина мыслей и чувств для нас чужды?....



"Мы мыслим орнаментально. Для нас цвет, жест, мимика, пластика, не меньше говорят, чем слово, а иногда и больше... Мы мало говорим, больше молчим, говорим вздохами, паузами... В связи с этим меня давно занимает мысль об орнаменте, как способе художественно моделировать движение.... Я хотел бы увидеть в орнаменте драматизм, трагедию, комедийность жизни с ее парадоксами..."


Гости от Российско-Туркменского Дома. В центре Александр Иванович Бочкарев





Почетные гости мероприятия


Беседа художника с земляком, потомственным врачом, сыном известного в Туркменистане хирурга, Оразмухаммедом Шаклычевым, ныне московским профессором


Владимир Распопов - известный балерон

Гости, вторая справа - Валентина Кузьминична Ковусова, вдова народного писателя Туркменистана Анна Ковусова и мама скончавшегося вслед за отцом известного кинематографиста Байрама  Ковусова (моего однокашника)


Гости, реально, потомки декабристов


Внук и внучка художника: краксавица Айдан и Ыхлас


Слева внучка художника Айдан

Анаид Оганесян - старейший работник искусства и Дома Бахрушина, темпераментно рассказывает  тележурналистам столицы  о том, как готовилось мероприятие

Маленький банкет собрал много людей

Друзья и коллеги художника вокруг его картин

В углу, вероятно, туркмены, приехавшие поздравить художника из аула Пешен-Али. Справа сидит - супруга М. Переплеснина в национальном туркменском украшении ( о нем ниже)

Прекрасные гости

Друзья художника Б. Амансахатова

Друзья художника Б. Амансахатова, известные художники России

Ну, кто не знает в Туркменистане Михаила Переплеснина, бывшего журналистом газеты "Комсомолец Туркменистана", а ныне главного редактора толстого иллюстрированного международного журнала "Туркменистан" издаваемого в Москве. Туркменистан на страницах журнала Миши выглядит неизменно таким же лакированным, как и сам журнал. На фото Миша справа. В студенческие годы - классный баскетболист.

Советник советника: Михаил Переплеснин и Сердар Дурдыев "решают вопросы"


На творческом мероприятии присутствовал советник по политическим вопросам и связям со СМИ Посольства Туркменистана в Москве Сердар Дурдыев - потомственный дипломат, племянник известного в Туркменистане этнолога, моего учителя Марата Бяшимовича Дурдыева. На фото он справа. Рядом его супруга - мать четверых детей (!) и все мальчики (!)

Главный сюрприз для многих - Жанна Смелянская - самая красивая нетуркменка из всех турменок, сыгравшая роль Айны в исторической киноэпопее "Решающий шаг" Алты Карлиева по одноименному роману народного писателя Туркменистана Берды Кербабаева.



Жанна Леонидовна в прекрасной форме, она член Правления Российско-Туркменского Дома и Конгресса туркменов России, режиссер, лауреат премии им. Махтумкули, Заслуженный деятель искусств России и Туркмении, профессор ВГИКа

Айна - Жанна Смелянская