По мнению директора "Левада-центра", в стране сохраняется ностальгия по советскому идеализированному прошлому, поскольку других авторитетных групп, которые могли бы предложить новый путь развития, в обществе сегодня нет.
"Нельзя сказать, что люди хотели бы вернуться в СССР, но они используют апелляцию к советскому прошлому как критику настоящего положения вещей", - объясняет Гудков.
Привлекательность же варианта "западной демократии" заметно снизилась, благодаря позиции власти, которая старается дискредитировать реформы Егора Гайдара и политическую систему Запада, считает Гудков.
Согласно данным опросов, чуть больше половины россиян стабильно предпочитают плановую экономику рыночной.
В 2014 году процент поддержки экономической модели, основанной на государственном планировании и распределении, составил 54%. За рыночную систему выступили только 29 процентов опрошенных.
В последний раз большинство россиян называли предпочтительной рыночную экономику в начале 90-х годов.
По словам Гудкова, выбор той или иной модели экономики четко различается в зависимости от социальной среды опрошенных.
В крупных городах, где уже сложилась рыночная инфраструктура, видна поддержка свободного рынка - чуть выше 30%.
"Выбор модели госпланирования характерен прежде всего для социальной периферии. Это население небольших городов, где сохранилась советская отраслевая структура экономики, ориентированная на тяжелую промышленность. Там люди четко понимают: рыночные реформы грозят крахом предприятиям, в которых они заняты", - объясняет Гудков.
В этой среде, очень зависимой от государства, сохраняются советские представления - пусть будет умеренный достаток, зато уверенность в завтрашнем дне.
"Там можно сказать течет советское время", - говорит Гудков.