"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
вторник, мая 20, 2014
Кто виноват? Что делать?
20 мая 2014, 08:51 (мск) | События | ИТАР-ТАСС
Межведомственная комиссия назвала основную версию аварии «Протона-М»
Ошибка в расчетах или сбой в системе управления в качестве причин аварии не рассматриваются
МОСКВА, 20 мая. /ИТАР-ТАСС/. Межведомственная комиссия по анализу причин неудачного запуска 16 мая ракеты-носителя «Протон-М» исключает версии аварии в результате ошибки в расчетах и сбоя в системе управления. Об этом сообщил во вторник ИТАР-ТАСС председатель комиссии, первый замгендиректора ФГУП «ЦНИИмаш» Александр Данилюк.
«Ошибка в расчетах не могла стать причиной нештатной ситуации. Запуску ракеты предшествовало моделирование полета с теми же исходными данными, по которым составлена программа полета», — сказал он.
Данилюк также сообщил, что сбоев в системе управления ракеты-носителя зафиксировано не было. «По данным экспресс-анализа полученной телеметрической информации, система управления отработала штатно, в строгом соответствии с программой полета ракеты», — сказал он.
В настоящее время в качестве основной предварительной версии аварии «Протона-М» рассматривается отказ рулевого двигателя 3-й ступени, сообщил Данилюк. По данным телеметрии, рассказал он, давление в рулевом двигателе 3-й ступени ракеты-носителя «Протон-М» во время происшествия упало в 15 раз. «Падение давления зафиксировано данными телеметрических измерений и означает, что в трубопроводе генераторного газа на выходе турбины в рулевом двигателе давление уменьшилось не на проценты, а в 15 раз», — сказал он.
Регулирование тяги рулевого двигателя извне не предусмотрено и, соответственно, просто не может быть заложенным в программу полета, отметил Данилюк. Он также уточнил, что третья ступень «Протона-М» начала работу с 324-й секунды полета и должна была закончить на 583-й секунде. «В нашем случае полет завершился на 546-й секунде», — добавил председатель комиссии. Таким образом, 3-я ступень недоработала до отделения головной части 37 секунд.
Стартовавший 16 мая с Байконура «Протон-М» с космическим аппаратом связи «Экспресс-АМ4Р» на борту сгорел в плотных слоях атмосферы. Головная часть в составе разгонного блока «Бриз-М» и космического аппарата не успела отделиться от ракеты, и спутник не был выведен на орбиту.