"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
суббота, мая 24, 2014
Однако Китай затмил Россию, став крупнейшим торговым партнером всех среднеазиатских стран
23 мая 2014 г.
Али Уайн | The Wall Street Journal
Границы российско-китайского сотрудничества
"Визит российского президента Владимира Путина в Китай на этой неделе подчеркнул укрепление связей двух стран", - отмечает аналитик в области международных отношений Али Уайн в статье для The Wall Street Journal.
Он подписал энергетический контракт на 400 млрд долларов, напоминает автор. "Москва и Пекин также проводят совместные военно-морские учения в Восточно-Китайском море, и, как передает IHS Jane's Defense Weekly, Путин согласился передать Китаю несколько противоракетных систем С-400", - говорится в статье.
"Так наблюдаем ли мы возникновение китайско-российской оси? Не совсем", - полагает Уайн.
"Динамика их отношений все больше характеризуется тем, что политологи Джозеф Най и Роберт Киохан называют асимметричной взаимозависимостью. Россия - клонящаяся к упадку держава с региональными, а возможно, и континентальными амбициями. Китай - растущая держава с глобальными амбициями", - рассуждает автор.
В октябре 2011 года Путин объявил о том, что Евразийский союз должен выполнять роль "эффективной связки между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом". "Успех подобной инициативы потребовал бы от Средней Азии твердо следовать по российской экономической орбите", - говорится в статье.
Однако Китай затмил Россию, став крупнейшим торговым партнером всех среднеазиатских стран, кроме Узбекистана, отмечает Уайн. Он также указывает на то, что Китай собирается удвоить свой товарооборот с Центральной и Восточной Европой и заинтересован в соглашении о свободной торговле с ЕС.
На фоне того как влияние Китая растет, Россия не хочет попасть в положение просителя, пишет автор. В связи с этим, поясняет Эндрю Качинс, эксперт Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне (Center for Strategic and International Studies), она пытается "разнообразить круг своих азиатских партнеров, в особенности за счет Японии, Южной Кореи и, в последнее время, Вьетнама".
Вьетнам заслуживает особого внимания, потому что его реакция на самоуверенное поведение Китая может стать образцом для других соседей Китая, если они будут заявлять о своих претензиях в море. "В апреле 2012 года "Газпром" обеспечил себе 49-процентную долю в совместном предприятии с PetroVietnam по разработке двух нефтяных и газовых блоков, которые находятся в пределах "линии девяти пунктиров", самопровозглашенной морской границы Китая", - говорится в статье.
Месяц спустя Россия и Вьетнам заявили о "всеобъемлющем стратегическом партнерстве", и Москва, по сообщениям, собирается передать Ханою шесть подводных лодок, быстроходные боевые катера и истребители, отмечает автор.
"Китайско-российская стратегическая напряженность может не всегда быть очевидной", - отмечает эксперт. Однако глубину взаимоотношений между двумя странами не стоит преувеличивать, полагает он.
Источник: The Wall Street Journal