"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
понедельник, мая 19, 2014
"Если бы он не умер, я уверен, что Василий Аксенов смеялся бы до упаду"
19 мая 2014 г.
Майкл Вейсс | The Daily Beast
В этом романе 1979 года предсказано вторжение Путина в Крым
"Существует ли лучшая награда для любого писателя, чем способность предсказывать будущее?" - задается вопросом главный редактор интернет-журнала Interpreter Майкл Вейсс в статье для The Daily Beast.
"Жюль Верн, может, совершенно неправильно изложил способ транспортировки в романе "С Земли на Луну", который вышел в 1865 году, но он поразительным образом предугадал место старта первого путешествия человека к лунной поверхности - Флориду, - пишет автор. - Часто и с удивлением отмечалось, что Джордж Оруэлл настолько правдиво передал стиль и характер тоталитаризма, что кажется, будто ужасное семейство Ким в Пхеньяне использует "1984" как своего рода инструкцию".
"Если бы он не умер, я уверен, что Василий Аксенов смеялся бы до упаду", - пишет Вейсс. По мнению автора, он "предсказал аншлюс Россией Крыма за 35 лет до этого и, как оказалось, описал мельчайшие подробности со сверхъестественной точностью".
"В "Острове Крым", фантастическом романе Аксенова 1979 года, создан мир, в котором "тонкий перешеек", соединяющий полуостров в Черном море с материковой Украиной, не существует, и, следовательно, Крым является островом, географически и морально отделенным от тоталитарной Европы", - поясняет автор статьи.
Оплот белых во времена гражданской войны в России смог отразить наступление Красной армии, Крым развивается по иному историческому пути, нежели Советский Союз, излагает содержание романа Вейсс.
Вместо "демократического централизма" в Крыму устанавливается представительная демократия, которая могла бы возникнуть и в самой России в 1917 году, если бы большевики не захватили власть. На острове складывается процветающая рыночная экономика, которая превращает его в международную кинематографическую мекку и место отдыха туристов - этакий Гонконг, идущий маршрутом генерала Деникина.
Главный герой романа, Андрей Лучников, - издатель пользующейся международным признанием левой газеты "Русский Курьер" - становится пропагандистом Идеи Общей Судьбы - "наивного представления, что возможно воссоединение Крыма с Россией, которое каким-то образом сделает более либеральным Советский Союз, а не уничтожит все открытое, хорошее и свободное в Крыму".
Когда большевики возвращаются, это происходит по приглашению крымчан, которые голосуют за то, чтобы стать шестнадцатой республикой СССР. "Путин хочет, чтобы мы поверили в то, что настоящие жители Крыма сделали примерно то же самое в ходе мартовского референдума", - проводит аналогии с романом автор.
"У Аксенова аншлюс выдается за "серию военных учений", отмечающих братство двух народов, которые должны теперь стать одним в процессе собирания русских земель. Звучит знакомо? - иронизирует журналист. - У писак из RT есть аксеновские прототипы в лице местного крымского диктора на "желтом" телеканале, который, когда его прямой репортаж о том, как советские танки и солдаты окружают Симферополь, насильственно прерывается, все еще думает, что это просто далеко зашедшие военные учения", - говорится в публикации.
Так называемое "Видное лицо" в президиуме ЦК предсказывает, каково будет сопротивление возможному советскому вторжению в Крым со стороны объединенных вооруженных сил демократии: "Что касается Запада, то в стратегических планах НАТО Крыму сейчас уже не отводится серьезного места, но, тем не менее, действия натовских разведок говорят о пристальном внимании к Острову как к возможному очагу дестабилизации. Словом, по моему мнению, если бы в данный момент провести соответствующий референдум, то не менее 70 процентов населения высказалось бы за вхождение в СССР".
"Другие подробности пугают своим правдоподобием. У Аксенова показана банда фашиствующих ультрас под названием "Волчьи орды", которые собираются вторгнуться в Москву и восстановить святую Русь", - пишет Вейсс, проводя аналогии с байкерским клубом "Ночные волки".
"В финской бане, которой заправляют "толстозадые шлюхи" на государственной даче, советская элита, предаваясь пьянству и чревоугодию, предлагает свои версии будущего России, многие из которых пугающе напоминают путинское настоящее", - говорится в публикации.
Один из участников этих сатурналий - агент КГБ Олег Степанов. Степанов выдвигает теорию о том, что знаменитая триада графа Уварова - "православие, самодержавие, народность" - может быть восстановлена, причем коммунизм заменит самодержавие. "Возможно, он тоже багрит китов или ведет за собой журавлей в свободное время", - замечает Вейсс.
"Тоталитарный колосс побеждает, и история исправлена. Трагедия XXI века состоит в том, что прощальная шутка Аксенова в XX веке теперь стала геополитической реальностью и настоящим объединяющим лозунгом в Москве", - заключает журналист.