"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

вторник, июня 17, 2014

С апреля в Донецке на первый план выдвинулись три мощных вооруженных фракции



17 июня 2014 г.
Алек Лун | Foreign Policy
Бойцовский клуб, Донецк

Недавно в Донецке Вадим Керч "вершил правосудие в сумрачном кабинете бывшей штаб-квартиры СБУ, которая с прошлого месяца занята группой повстанцев, называющей себя "Русская православная армия", пишет в статье для Foreign Policy журналист Алек Лун. "Керч - один из двоих командиров", - добавляет он.

Некий местный житель пожаловался Керчу, что в Макеевке вооруженные люди, называвшие себя участниками пророссийского восстания, захватили его автомобиль, а затем спросили по телефону, сколько он готов заплатить за его возврат. Один из полудюжины повстанцев, присутствовавших при разговоре, сказал, что в Макеевке угнано не меньше 46 машин. Керч пообещал съездить вместе с новоназначенным "народным прокурором", чтобы вернуть машину.

С апреля в Донецке на первый план выдвинулись три мощных вооруженных фракции: "Русская православная армия", батальон "Восток" и "Оплот". "Каждая из них строится вокруг влиятельного командира, который тратит свое время не только на ведение продолжающейся партизанской войны против сил Киева, но и на то, чтобы вершить суровое правосудие и задерживать гражданских лиц, иногда с целью обмена пленными", - свидетельствует автор.

Кто они, лидеры группировок, - костяк будущей независимой Восточной Украины или потенциальные полевые командиры, которые стараются на всякий случай застолбить за собой территорию?

На данный момент их сплотила антитеррористическая операция Киева, хотя каждый из этих людей по-своему видит политическое будущее региона. "Повстанцы по большей части считают, что новое киевское правительство - это американские марионетки, среди которых доминируют ультранационалисты и "фашисты", - говорится в статье.

Но усилия Порошенко, направленные на деэскалацию, возможно, вскоре станут экзаменом для готовности этих командиров подчиниться некому высшему авторитету. "Кому они верны в реальности - российскому правительству, либо некому местному олигарху, либо народным республикам или просто самим себе - остается неясным", - пишет автор.

Самая боеспособная группировка - "Восток" во главе с бывшим командиром элитного подразделения спецназа Александром Ходаковским. "Третья по величине вооруженная сила в Донецке - "Оплот", общественная организация и клуб смешанных боевых искусств, приверженный здоровому образу жизни и панславянскому национализму", - пишет далее Лун, поясняя, что под руководством бывшего механика Александра Захарченко "Оплот" превратился в ополчение.

Есть также Игорь Гиркин-Стрелков в Славянске и Валерий Болотов в Луганске. Еще несколько маленьких городов находятся преимущественно под контролем командиров от Игоря Безлера в Горловке до группы российских казаков в Антраците.

"Вспышка мародерства, охватившая Восточную Украину в последние недели, сделала командиров ополчений высшими арбитрами в их местах дислокации", - говорится в статье.

По словам автора, сейчас сельская местность на Восточной Украине - по большей части "территория беззакония", кое-где попадаются блокпосты повстанцев и сил украинского правительства. "В крупных городах сохранилось ощущение порядка. Но все три командира донецких ополчений сказали мне, что преступность растет", - отмечает журналист.

Большинство милиционеров присягнули на верность новой "народной республике"; они бессильны по сравнению с тяжеловооруженными бойцами в регионе. Борясь с преступностью, ополченцы выходят в патрули днем и ночью, иногда в сотрудничестве с милицией и волонтерами.

"Однако вспышка похищений людей и арестов в районах, удерживаемых повстанцами, обнажает темную сторону правосудия граждан-"дружинников", в том числе правосудия, которое вершат командиры повстанцев", - пишет автор. Согласно докладам ООН, ОБСЕ и Human Rights Watch, на Восточной Украине растет число похищений.

Автор пересказывает рассказ члена избирательной комиссии из Донецка, пожелавшего остаться анонимным. Он сказал, что его и трех друзей держали шесть дней в подвале здания СБУ. "Их допрашивали, били и пытали электрошоком. Их тюремщики стреляли боевыми патронами по стене рядом с ними", - излагает журналист слова источника. Он говорит, что вместе с ним в подвале содержалось еще 20-30 человек.

Керч сказал, что держит пленных, в том числе двоих "мародеров", которые отобрали машину в Макеевке, но от уточнений воздержался. Он сказал, что "Русская православная армия" "активно ищет" агентов Киева.

Руководители ДНР говорили, что каждое ополчение будет курировать определенные сферы охраны порядка и военных операций. "Но командиры говорят, что четкого разделения обязанностей пока нет, и все они остаются сами себе законом, а кому они верны, догадаться трудно", - пишет Лун. Командиры отвергли подозрения в сотрудничестве с олигархом Ринатом Ахметовым. Все трое также отрицали прямые связи с Кремлем и сказали, что добыли оружие с захваченных военных объектов.

"Если военные лидеры повстанцев получают деньги из России, то, скорее всего, от олигархов-националистов типа Константина Малофеева", - утверждает автор. Согласно публикациям "Новой газеты" и Олега Кашина, в фирме Малофеева раньше работали Стрелков и премьер-министр ДНР Бородай.

"Лидеры донецких ополчений говорят, что верны ДНР, хотя эти связи кажутся неформальными, а в некоторых случаях - незначительными", - продолжает автор. "Нет никакой Донецкой Народной Республики; это все какой-то проект, которого я не понимаю, - сказал Ходаковский. - Я не голосовал на референдуме [за независимость]. Я не голосовал за это. Я просто оказался перед выбором: быть с моим народом или против моего народа. Россия - моя страна. Я там служил. Там живут мои родственники".

Если Киев вернет себе восток страны, лидерам ополченцев следует ожидать скорее суда, чем амнистии, полагает автор. "Их действия также раскололи местное население, большинство не одобряет тактики повстанцев. Если патовая ситуация сохранится, либо если Восточная Украина успешно отделится от остальной страны, что сделают эти люди - откажутся от могущества, рискуя своей личной безопасностью? Или начнут драться между собой?"

Источник: Foreign Policy