"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

суббота, сентября 27, 2014

В Мариуполе - страх в связи с возможным возобновлением боев, в Донецке - гнев




26 сентября 2014 г.
Марк Мейасу | La Tribune
На востоке Украины достигнута точка невозврата?

На Украине еще можно найти компромисс, который позволит избежать выхода Донбасса из состава страны, пишет независимый журналист Марк Мейасу в статье, напечатанной в газете La Tribune.

"Несмотря на то, что ситуация на востоке страны еще слишком нестабильна, "сепаратисты" и, вероятно, стоящая за ними Россия выходят победителями из сражения за Донбасс. Большая часть населения оккупированных районов больше и слышать не хочет об Украине", - пишет издание.

Когда разговариваешь с жителями Донбасса, где силы сепаратистов и правительственные войска все еще продолжают противостоять друг другу, несмотря на "прекращение огня", которое никогда не соблюдалось, они выражают чаще всего три чувства: страх, гнев и надежду. В Мариуполе - страх в связи с возможным возобновлением боев, в Донецке - гнев, особенно в северных кварталах, ставших заложниками боев и обстрелов, в Славянске - надежду на возвращение к нормальной жизни после многих недель блокады, дефицита, поборов и репрессий со стороны обоих лагерей, пишет автор статьи.

По общим оценкам, Донецк, ставший городом-призраком, покинули 500 тысяч жителей. В посольстве Франции в Киеве говорят о том, что 8-миллионный регион оставили от 6 до 7 млн человек. Жертвами конфликта стали до 2700 человек. В основном это гражданские лица, исключительно из Донбасса. Эти цифры близки к статистике потерь в результате израильской операции в Газе. Но в последнем случае число жертв среди мирного населения вызывало сожаление. Можно задаться вопросом: почему украинцы из восточных областей страны не достойны подобных переживаний? Лаконичные формулировки западных лидеров и запутанное изложение событий многочисленных комментаторов контрастируют с негодованием, выражавшимся по поводу менее трагических событий на Майдане, где в феврале этого года погибли 80 человек. За исключением немногочисленных отчетов журналистов, находящихся на Восточной Украине, в большей части комментариев вопрос о жертвах не поднимался, подчеркивает автор.

Согласно инфернальной логике войны, каждая сторона оправдывает свою жестокость действиями другой. Когда-то все же придется точно установить ответственность каждого в этой войне. Если Путин несет свою долю ответственности за то, что с большой долей вероятности направлял вооружение и войска на Восточную Украину, то украинское правительство и западные дипломаты не освобождаются от ответственности. Демарш по ассоциации ЕС и Украины без согласования с Россией, порой манихейская риторика и воинственность западных правительств, а также спорные санкции в отношении России вызывают вопросы.

На Украине сложилась крайне сложная обстановка. Вероятно, требования "сепаратистов" следовало воспринимать всерьез, и предоставление восставшим регионам большей автономии наверняка позволило бы избежать войны. С приближением зимы и первой волны холодов сепаратисты, поддерживаемые Москвой и ее газовым оружием, как кажется, близки к победе. Но компромисс все еще возможен. Необходимо спокойно подойти к анализу конфликта во всей его сложности. Отказ Украины от НАТО стал бы первым сильным посланием России, которая ощущает угрозу в отношении своей границы в период обострения напряженности с США. Она исходит из невыполненного обещания, данного Рейганом Горбачеву, не включать в состав Североатлантического альянса бывшие страны-сателлиты СССР. Экстремизм различных сторон привел к политическому тупику, жертвами которого уже стали 2700 человек, пишет журналист.

В первую очередь необходимо покончить с дискуссиями по поводу предстоящего вторжения Владимира Путина в балтийские страны и в Польшу. Промежуточное решение, которое бы позволило избежать выхода Донбасса из состава Украины, еще возможно. Оно пройдет через замысловатый компромисс, решимость уверенной в себе и разумной западной дипломатии и реальное прекращение боевых действий, первой жертвой которых, в очередной раз, становится местное население, отмечает автор статьи.

Источник: La Tribune