"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)
понедельник, сентября 29, 2014
Как оценивают конкурентоспособность?
Почему Россия неконкурентоспособна
ontustik.gov.kz
Что ждет человечество в будущем? Грозят ли ему войны и кризисы? А может, напротив, планета станет более благоустроенной? Сможет ли Россия вписаться в новую обстановку или пойдет своим путем? "Росбалт" продолжает публикацию цикла статей "Мы не узнаем наш мир".
В России многие слышали о Всемирном экономическом форуме, который проходит ежегодно в швейцарском Давосе. Однако многие россияне полагают, что ВЭФ – это такое разовое мероприятие в виде глобальной говорильни, которая продолжается около недели. С одной стороны, это так — собирающиеся там VIPы презентуют доклады, обсуждают проблемы, выпивают и закусывают. Однако есть и другая сторона, о которой осведомлено гораздо меньше людей: ВЭФ – это еще и постоянно действующая экспертная (можно даже сказать, исследовательская) организация, которая, наряду с прочими работами, периодически составляет рейтинг глобальной конкурентоспособности стран. Вот к нему и обратимся.
Как оценивают конкурентоспособность?
Надо сразу сказать, что это – не простое занятие. Есть комплексная методика, разработанная с участием известных в мире экономистов. Все начинается с того, что выделяются 12 "опор конкурентоспособности". Если не следовать формальному переводу английского термина pillars, то можно назвать их областями, от положения дел в которых зависит способность страны конкурировать на мировом рынке.
Эти 12 "опор" делятся на три группы. Первая из них — "базовые требования", вторая — "расширители эффективности" (то есть все, что способствует повышению эффективности), третья — факторы инноваций и то, что в английском языке описывается словом sophistication ("софистикация" — это что-то вроде усложнения в процессе развития). Под бизнес-софистикацией подразумевается как качество бизнес-сетей (например, кластеров связанных производственными процессами компаний), так и качество операций и стратегий отдельных фирм.
Все страны поделены на группы. Если решающая роль в развитии страны принадлежит "опорам", входящим в первую группу, то она относится к группе стран, "движимых факторами". Под факторами здесь имеются в виду низкоквалифицированный труд и природные ресурсы. Для развития этих стран главное значение имеют общественные и частные институты, инфраструктура, стабильная макроэкономическая среда и здоровая рабочая сила, имеющая, как минимум, базовое образование.
Во второй группе к "опорам" отнесены высшее образование и обучение, эффективность товарного рынка и рынка труда, развитие финансового рынка, технологическая готовность (способность внедрять имеющиеся технологии в целях повышения производительности) и размер рынка. Входящие в эту группу страны охарактеризованы как "движимые эффективностью".
Относящиеся к третьей группе страны "движимы инновациями".
Есть еще и две промежуточные группы, в которые также попадают отдельные страны. Например, Россия помещена между второй и третьей группами. Это довольно лестно, но надо учесть, что кроме вышеназванных есть и еще один критерий отнесения к той или иной группе: это ВВП на душу населения. В первую группу попадают страны со среднедушевым ВВП менее $2000 в год. В группе, переходной от первой ко второй, он должен быть от $2000 до $2999. Вторая группа предполагает широкий диапазон: от $3000 до $8999. Переходная от второй к третьей — от $9000 до $17000 включительно. И, наконец, в третьей группе этот показатель должен быть больше $17000 на душу.
При этом делается одно значимое для нас примечание: в странах с высокой зависимостью от минеральных ресурсов среднедушевой ВВП – единственный (!) критерий для отнесения к той или иной группе. Именно таким образом в одной группе с Россией оказываются Казахстан и Оман, а в самую высшую лигу попадают Объединенные Арабские Эмираты.
Еще один очень важный момент — на базе каких источников оценивается конкурентоспособность? В первую очередь, используется международная статистика (ООН, МВФ). В тех случаях, когда нужна не охватываемая статистикой информация, ВЭФ пользуется регулярно проводимым им опросом ведущих руководителей бизнеса (в среднем по 100 человек на страну) с помощью институтов-партнеров.
Дегенеративно-институциональная среда России
В докладе о глобальной конкурентоспособности, который рассматривает положение дел в 2010-м и в первой половине 2011 года, Россия заняла 67 место из 144 стран. Тут она уступает всем партнерам по БРИКС (Китай – 29 место, Бразилия – 48, Южная Африка – 52 и Индия – 59). Из стран бывшего СССР впереди нас Эстония (34), Литва (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), Латвия (55). Что же держит Россию позади всех этих стран?
Хуже всего дело обстоит с третьей из "опор" (108 место), тогда как по первой и второй страна занимает 53 и 54 места, соответственно. Однако, как часто говорят, дьявол прячется в деталях, и это как раз наш случай.
Обратимся к составляющим первой "опоры". Не дает нам скатиться вниз такой фактор, как макроэкономическая среда. Здесь у нас – 22 место. Очевидно, что это – далеко не только наша заслуга. Конечно, можно было напортачить и влезть в устойчивый бюджетный дефицит, например. Однако рост нефтегазовых доходов был таким значительным, что при всем нашем государственном расточительстве – не понадобилось. Дальше с этим будет далеко не все так просто, но пока не станем строить прогнозы.
А вот что в России хуже всего, так это институты. Здесь у нас 133 место. В десятку худших едва-едва не попали – 11 место с конца списка. В институциональном плане у нас плохо практически все.
Права собственности, о которых я уже писал, оцениваются так же, как и институты в целом, – 133 место. На том же месте такая характеристика, как "надежность услуг полиции". Хуже всего обстоит дело с защитой прав миноритарных акционеров — 140 место.
По другим параметрам институциональной среды наше состояние выглядит ненамного лучше. Незаконные платежи и взятки – 120 место, независимость юстиции – 122, бремя государственного регулирования – 130, прозрачность государственной политики – 134, фаворитизм в решениях правительственных чиновников – 137, расточительность государственных расходов — 103 место.
Перейдем к показателям из шестой "опоры" (эффективность товарного рынка). И здесь многие российские провалы либо напрямую связаны с институтами, либо являются следствием их плачевного состояния. Степень рыночного доминирования – 107 место, интенсивность местной конкуренции – 124, эффективность антимонопольной политики – 124, преобладание торговых барьеров – 132, качество таможенных услуг – 137. Наверное, вступление в ВТО за последние 1,5 года хоть как-то повлияло на снижение торговых барьеров, но вряд ли сказалось на качестве таможенных услуг.
Очевидно, что конкуренция может развиваться только в правовой среде, а не в такой, где власть и рынок составляют некий симбиоз, благодаря которому бизнес получает государственную протекцию в обмен на различного рода вложения в тех людей, которые эту протекцию ("крышу") предоставляют.
Посмотрим на седьмую "опору" (эффективность рынка труда). Бросается в глаза наш провал с профессиональным менеджментом: 110 место. То, что он у нас не профессиональный, а блатной (во всех смыслах) – сомнений мало. Родственники и друзья представителей высших сословий, играющие роли "менеджеров" за нехилые выплаты, доверия действительно как-то не вызывают. Хорошо, если им хватает ума ни во что не вмешиваться. Тогда весь этот менеджерский спецконтингент можно рассматривать лишь как дополнительную налоговую нагрузку.
Институт блата дополняется институтом хищнического менеджмента. В банковской сфере он особо заметен. Поэтому неудивительно, что в рамках восьмой "опоры" конкурентоспособности, именуемой "развитие финансового рынка", по показателю устойчивости банковской системы Россия, несмотря на переваливающие за $500 млрд резервы Центробанка, расположилась на 132 месте. Ведь дело не в конкретных махинаторах, а в том, что, скорее всего, модели их поведения не могут не быть типовыми для всей банковской системы. А это значит, что данная система также поражена общим злокачественным институциональным недугом.
Корень проблемы
"Дегенеративно-институциональная среда" — не какая-то патология для России, а ее норма. В этом главная беда. Коррупция и расточительство вкупе с государственным произволом и заменой свободной конкуренции на искусственно созданные монополии – это не то, что лечится мудрыми советами. Тем более, что все рецепты элементарны и хорошо известны. Однако их выполнение означало бы превращение России в правовое государство, а это перевернуло бы все ее общественное устройство.
В России не было буржуазной революции. Попытки – были. Однако обе закончились торжеством реакции в форме этатизма.
Первый раз этатизм взял вверх после переворота 1917-го, приняв внешнее обличие так называемого "рабоче-крестьянского государства". Тотальное государство российской бюрократии, устремленное на мировое господство, рухнуло в 1991-м, создав временную иллюзию буржуазной трансформации общественного строя. В XXI веке Россия восстановила этатизм в виде государственно-бюрократического капитализма, который, в отличие от своего предшественника, не регулирует толщину подошвы на босоножках и не составляет планы посевной, но зато обеспечивает повсеместное силовое проникновение властвующих групп в любую хозяйственную деятельность, наделяя их неафишируемым правом на статусные блага.
С учетом этих обстоятельств, разговор о перспективах глобальной конкурентоспособности России не имеет большого смысла. Если говорящий держится в рамках принятого дискурса, то он произносит банальности, остающиеся пустыми пожеланиями всего хорошего. Если говорящий выходит далеко за установленные рамки, то он становится революционером, ибо призывает к коренному изменению природы российской власти.
Андрей Заостровцев, профессор Высшей школы экономики
Подробнее: