"По несчастью или к счастью, истина проста, - никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне..." (Г. Шпаликов)

понедельник, октября 20, 2014

Обращение к таджикской музыке стимулирует интерес




Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира»
Международный симпозиум
«Музыкальная карта мира»
18–26 октября 2014 года


Международный симпозиум «Музыкальная карта мира» проходит впервые, но в основе его концепции лежит 30-летний исследовательский опыт научно-учебного направления «Музыкальные культуры мира», развиваемого в Московской консерватории. Очевидная многополярность современного мира, открытость и интенсивность информационного обмена между различными культурами позволяют составить сегодня ясное представление о распространении музыкальных традиций по территории земного шара, о маршрутах циркулирования звуковых идей, об историческом процессе формирования и жизнедеятельности больших музыкально-культурных систем, охватывающих обширные пространства региональных цивилизаций.

Для обсуждения универсальных законов звукового бытия человечества и их проявления в уникальных музыкальных культурах мира на форум съезжаются специалисты из разных стран. Среди них такие прославленные учёные, как австралийская исследовательница Алисон Токита, ныне возглавляющая Научный центр традиционной японской музыки при Университете искусств в Киото; учёный с мировым именем Гэнъити Цугэ, в своё время создавший  экспериментальное направление этномузыкологии в Национальном университете искусств в Токио и выпустивший несколько десятков хрестоматийных трудов по японским, арабским, иранским и другим музыкальным традициям; международно известный иранский исследователь Ардешир Салехпур, признанный лучшим специалистом в области изучения иранского традиционного театра.

Особую краску симпозиуму придаёт включение в его программу ряда докладов и концертов, посвящённых празднованию под эгидой ЮНЕСКО столетнего юбилея Зиёдулло Шахиди, удивительной личности, основателя таджикской композиторской школы, о судьбе и творчестве которого, а также о путях таджикской музыки, поведают дочь композитора, востоковед и культуролог Мунира Шахиди, и известная тележурналистка, ныне заместитель министра культуры Республики Таджикистан,Бунафша Одинаева.

Обращение к таджикской музыке стимулирует интерес к непреходящему значению культуры суфизма для огромного региона Ближнего и Среднего Востока. Эту тему разовьют исследователи из Турции Ондер Озкоч и Бурак Тюзюн в своих докладах о звуковой символике и о феномене музыканта в мевлевийской традиции. В связи с этой сферой научных интересов впервые в стенах Московской консерватории прозвучит подлинная музыка священного мевлевийского ритуала «Аджембуселик Айин-и Шерифи» в исполнении музыкантов высочайшего уровня, которые приедут в Москву из мирового центра суфизма — турецкого города Коньи.

Не менее захватывающим событием станет показ в театре «Сфера» одного из древнейших на земле мистериально-театральных действ — иранской традиции та’зийес её потрясающими по красоте и духовной силе звуковыми образами. Известная группа из города Казвина представит один из самых пронзительных сюжетов из репертуарата’зийе — меджлес «Хорр».

Очень важно, что среди участников симпозиума есть носители самих музыкальных традиций: мастер индийского классического вокала и игры на табла Гульфам Сабри, виртуоз-исполнитель на узбекском сато Абдували Абдурашидов, знаток азербайджанского мугама и уникальный исполнитель на гавале Махмуд Салах, звезда иранского классического аваза Хосейн Нуршарг, представитель редчайшей фергано-ташкентской традиции макома Ульмас Расулов, мастер намсаданга(традиционного корейского танца с барабанами) Хан Санг Дон, руководитель Фольклорного ансамбля Московской консерватории Наталья Гилярова и другие.

Замечательно то, что в качестве признанных фигур в области музыкального мироведения на симпозиум приглашены люди, чьё становление в качестве музыкальных учёных связано с Московской консерваторией: это Кетти Вонг(Эквадор), Елена Гороховик (Беларусь), Татьяна Карташова (Россия,
Саратовская консерватория), Чэнь Чжэнтин (Тайвань), Сергей Акаш Анцупов(Латвия) и Анастасия Новосёлова (Россия, Московская консерватория).

Отличительная особенность симпозиума — его звуковая насыщенность. Иллюстрирование докладов живой музыкой, дневные мини-концерты и великолепная программа ежедневных вечерних концертов надолго наполнят слух и сердца всех участников и аудитории форума незабываемыми впечатлениями.

Доклады

19 октября, воскресенье
Аудитория 433 (4-й корпус)

11:00 — Открытие симпозиума. Приветствия
Маргарита Каратыгина (Россия, Московская консерватория)
Музыкальные культуры мира в пространстве ойкумены

12:00 — Елена Гороховик (Беларусь)
Музыкальная карта мира сегодня: «планиметрия», «стратиграфия», «топология»

14:00 — Гульфам Сабри (Индия)
Музыкальная наука в Индии сегодня: от ученичества к музицированию
Доклад-концерт с участием Сергея Акаша Анцупова и Людмилы Журковой (Латвия)

16:00 — Ардешир Салехпур (Иран)
Меджлес шаби-хани «Хорр» как один из основных сюжетов в иранской традиции та’зийе

20 октября, понедельник
Аудитория 433 (4-й корпус)

13:00 — Татьяна Карташова (Россия, Саратовская консерватория)
Современные тенденции в музыкальной культуре Северной Индии

14:00 — Чэнь Чжэнтин (Тайвань)
Об особенностях звука гуциня в китайской музыкально-культурной традиции

15:00 — Анастасия Новосёлова (Россия, Московская консерватория)
Драгоценный звук мудрецов: о цитре гуцинь в музыкальной культуре Китая

21 октября, вторник
Конференц-зал (3-й корпус)

13:00 — Махмуд Салах (Азербайджан)
Азербайджанский аруз в исполнительском искусстве гавала

14:00 — Мунира Шахиди (Таджикистан)
Зиёдулло Шахиди: искусство и мировоззрение

15:00 — Абдували Абдурашидов (Таджикистан)
О возрождении и развитии традиции шашмакома в Таджикистане на примере творческой деятельности Академии шашмакома

22 октября, среда
Аудитория 303 (3-й корпус)

13:00 — Ондер Озкоч (Турция)
Аллегория в мевлевийском обряде

14:00 — Бурак Тюзюн (Турция)
Феномен музыканта в мевлевийской традиции

15:00 — Калмурза Курбанов (Узбекистан)
О традициях инструментального исполнительства в Узбекистане

23 октября, четверг
Конференц-зал (3-й корпус)

13:00 — Алисон Токита (Япония)
Традиция и современность в музыкальной культуре Восточной Азии

14:00 — Гэнъити Цугэ (Япония)
Миграция монгольской музыки и монгольских музыкальных инструментов на запад

15:00 — Кетти Вонг (Эквадор)
Китайские черты в жанре сальсы: транснациональный ток маркёра латиноамериканской самобытности

16:00–17:00 — Круглый стол:
Дополнительные сообщения. Дискуссии

24 октября, пятница
Аудитория 308 (3-й корпус)

13:00 — Хан Санг Дон (Республика Корея)
Традиция самульнори в корейской музыке

14:00 — Наталья Гилярова (Россия, Московская консерватория)
Музыкально-этнографический атлас. К новым методам изучения русского фольклора

14:30 — Марина Альтшулер (Россия, Московская консерватория)
Отражение народных верований в календарных обрядах юго-запада Калужской области

15:00–17:00 — Круглый стол
Дополнительные сообщения. Дискуссии